Коллекция онлайн

Цата с изображением деисуса

Москва. Работа ярославского ювелира. Последняя четверть XVII века


Две многолопастные цаты с характерным для XVII века килевидными выступами вверху и внизу украшены искусно чеканенным орнаментом. Особенности узоров говорят о близком времени исполнения, позволяют судить о творческих контактах в Москве ювелиров, происходящих из разных художественных центров.

Цата с изображением деисуса принадлежит к числу редких памятников с лицевыми изображениями. Она украшена аркатурно-колончатым пояском с семифигурным деисусом в рост. В центре — изображения Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. По сторонам от деисуса представлены избранные святые: митрополиты Петр, Иона, Алексий и патриарх Александрии Афанасий. Включение последнего в группу московских святителей могло быть связано с именем заказчика, желавшего видеть в деисусном чине образ своего небесного покровителя. Состав избранных святых отражает идею усиления Москвы, а композиция в целом, вероятно, символизирует моление о Москве и всей Руси.

Пышный декор цаты позволяет предположить ее изготовление в кремлевских мастерских в конце XVII века. Фигурные колонки арочного пояса на цате близки орнаментам столбиков на тронах Вседержителя на окладах Евангелий 1680–1690-х годов (ил. 20). Украшенный декоративными чеканными плитками пол дополнительно декорирован звездами. Подобный звездчатый узор, равно как и высокий рельеф, скульптурность фигур святых типичны для ярославских мастеров. Возможно, цата исполнена ярославским мастером в Серебряной палате Московского Кремля.

Вторая цата — характерной для второй половины XVII века формы с сильно выступающими лопастями и килевидными подвышениями контура. Пышный чеканный декор, обилие дополнительных элементов орнамента, сплошь заполняющего фон, динамика вьющихся стеблей позволяют отнести ее, как и предыдущую, к последним десятилетиям XVII века. Многие детали орнамента и общий контур сходны с чеканкой других московских венцов и цат. Отголоски представленных в перспективе чеканных розеток встречаются и в чеканке Ярославля. Обе цаты демонстрируют две традиции орнаментики чеканных окладов последних десятилетий XVII века (с лицевыми изображениями и с растительным орнаментом), принадлежащие одному художественному стилю, а также иллюстрируют соединение на почве Москвы традиций и приемов московского и ярославского художественных центров.

С. М. Новаковская-Бухман // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 117.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: