Цата с изображением деисуса
Москва. Работа ярославского ювелира. Последняя четверть XVII века
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Серебряная чеканная цата с характерным для памятников XVII в. многолепестковым контуром украшена арочным поясом с изображением семифигурного «Деисуса» в рост. В центре — Христос с раскрытым Евангелием в левой руке, с прочеканенным на страницах словом «ПРИIДЕТЕ» — первым словом фразы из 11-й главы Евангелия от Матфея — «Приидите ко мне вси труждающиеся и обременении, и азъ упокою вы» (Мф 11: 28). Слова эти традиционно изображались на страницах Евангелия в руках Христа на иконах «Спас на престоле». По сторонам Христа — фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи. За ними — избранные святые. Надписи на мелких дробницах над фигурами указывают на имена святых: слева — митрополит Петр, современник Ивана Калиты, много способствовавший укреплению Москвы. Он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, где и завещал себя похоронить. Петр был первым деятелем Москвы, причисленным к лику святых. Справа — митрополит Алексий, сподвижник Дмитрия Донского. В обстановке борьбы за власть добился для Дмитрия у Великого хана ярлыка на великое княжение. Иона также был московским святителем. Его молитвами в 1451 г. была спасена от татар Москва и прекращен в ней пожар. При митрополите Ионе был торжественно причислен к лику святых митрополит Алексий. В ряду московских митрополитов особняком стоит Афанасий, патриарх Александрии, виднейший деятель времени Первого Вселенского собора, ревностный гонитель арианской ереси. Включение его в группу московских митрополитов может быть связано с тем, что заказчик имел имя Афанасий и хотел видеть в деисусном чине образ своего небесного покровителя.
Таким образом набор святых в деисусе отражает идею усиления Москвы, а композиция в целом, вероятно, символизирует моление о Москве и о всей Руси. Во время литии в церкви в том же порядке упоминаются московские святители и чудотворцы: «Спаси, Боже, люди твоя молитвами во святых отец наших всея России чудотворцев Петра, Алексия, Ионы».
Пышный декор цаты, фигурные колонки арочного пояса, многолопастные арочки с килевидным завершением, фигуры святителей по стилю характерны для искусства Москвы XVII в. Растительный орнамент с зубчатыми лепестками перекликается с орнаментами мастеров Оружейной палаты, которым, вероятно, и принадлежит исполнение цаты. Чеканные звезды на полу под ногами фигур «Деисуса» являются излюбленным приемом ярославцев.
Светлана Новаковская-Бухман // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 335.
Показать полный текстДве многолопастные цаты (БК-3127, БК-3463) с характерным для XVII века килевидными выступами вверху и внизу украшены искусно чеканенным орнаментом. Особенности узоров говорят о близком времени исполнения, позволяют судить о творческих контактах в Москве ювелиров, происходящих из разных художественных центров.
Цата с изображением деисуса принадлежит к числу редких памятников с лицевыми изображениями. Она украшена аркатурно-колончатым пояском с семифигурным деисусом в рост. В центре — изображения Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. По сторонам от деисуса представлены избранные святые: митрополиты Петр, Иона, Алексий и патриарх Александрии Афанасий. Включение последнего в группу московских святителей могло быть связано с именем заказчика, желавшего видеть в деисусном чине образ своего небесного покровителя. Состав избранных святых отражает идею усиления Москвы, а композиция в целом, вероятно, символизирует моление о Москве и всей Руси.
Пышный декор цаты позволяет предположить ее изготовление в кремлевских мастерских в конце XVII века. Фигурные колонки арочного пояса на цате близки орнаментам столбиков на тронах Вседержителя на окладах Евангелий 1680–1690-х годов. Украшенный декоративными чеканными плитками пол дополнительно декорирован звездами. Подобный звездчатый узор, равно как и высокий рельеф, скульптурность фигур святых типичны для ярославских мастеров. Возможно, цата исполнена ярославским мастером в Серебряной палате Московского Кремля.
Вторая цата — характерной для второй половины XVII века формы с сильно выступающими лопастями и килевидными подвышениями контура. Пышный чеканный декор, обилие дополнительных элементов орнамента, сплошь заполняющего фон, динамика вьющихся стеблей позволяют отнести ее, как и предыдущую, к последним десятилетиям XVII века. Многие детали орнамента и общий контур сходны с чеканкой других московских венцов и цат. Отголоски представленных в перспективе чеканных розеток встречаются и в чеканке Ярославля. Обе цаты демонстрируют две традиции орнаментики чеканных окладов последних десятилетий XVII века (с лицевыми изображениями и с растительным орнаментом), принадлежащие одному художественному стилю, а также иллюстрируют соединение на почве Москвы традиций и приемов московского и ярославского художественных центров.
С. М. Новаковская-Бухман // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 117.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа