На протяжении веков серьги являлись важной составляющей праздничного древнерусского костюма. Их носили как женщины, так и мужчины, только последние надевали одну серьгу. Разнообразие было обусловлено множеством форм, орнаментов, сочетаний цветов (особенно в эмалях), техник изготовления, что позволяет выявить работу разных ремесленных центров. Формы серег самого простого типа сохранялись без изменений и к XVII веку получили широчайшее распространение. Серьга подвешивалась на кольцо-швензу, от которой отходил стержень с нанизанными в разнообразных сочетаниях стеклянными и серебряными бусинами, цветными камнями, кораллами, жемчужинами, небольшими литыми цилиндриками с орнаментом. Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, дополнявшие украшения, обычно лишь немного шлифовались, чтобы максимально сохранить размер камня, и просверливались для закрепления. В зависимости от количества прикрепленных стержней серьги назывались одинцы, двойчатки или тройчатки.
Представленные серьги-двойчатки отличает необычное декоративное убранство. Важная роль отведена гранату овальной формы, который лишь слегка огранен для придания блеска, а нанизанный жемчуг подчеркивает их геометрическую форму.
Литература: Коллекция М. Боткина, 2011. С. 213.
А. А. Макарова, Н. В. Пивоварова. «Благоукрашенный мир»: прикладное искусство второй половины — конца XVII века. Москва. Центральная Россия. Поволжье // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 108-109.