Плащаница «Положение во гроб»
Москва. Начало XV века
- Камка, шитье золотными, серебряными и шелковыми нитями. 140 х 186
- ДРТ-281
Пост.: 1923 из Кирилло-Белозерского монастыря- Вклад великого князя Василия I в Кирилло-Белозерский монастырь
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Плащаница представляет собой плат с изображением сцены "Положение во гроб". Символизирует погребальные пелены, которыми был повит Христос. Это один из самых ранних и известных памятников шитья из Русского музея. Входит в группу московских плащаниц раннего XV в. К ним относятся несколько дошедших до нас плащаниц и среди них "голубая" – из Троице-Сергиевой лавры. Все памятники происходят из одного извода и встречаются среди произведений раннего палеологовского искусства. Московские плащаницы, как и их византийские оригиналы, имеют одинаковую композицию. На полях литургическая надпись, чаще всего: "Да молчит всякая плоть человеча ..." В представленной сцене у головы Христа сидит Богоматерь, ноги его поддерживает Иоанн. На первом плане – два коленопреклоненных ангела с рипидами (опахалами), в центре – киворий с лампадой, вверху – слетающие ангелы и солнце и луна в виде человеческих личин. В углах средника – символы евангелистов. В углах каймы – серафимы. По фону разбросаны кресты и звезды. Между фигурами коленопреклоненных ангелов – вкладные и молитвенные надписи. Вся сцена носит символический характер – это как бы литургия ангелов, происходящая на небесах.
Плащаница шита, в основном, золотными (серебряными, позолоченными) нитями "в прикреп". При перекладывании шитья на новый фон (с первоначальной синей камки на новую, также синего цвета), очевидно, в 30-х гг. XIX в., когда в Кирилло-Белозерском монастыре осуществлялись особенно большие переделки шитья, многие детали изображений были утрачены. Вокруг плащаницы были пришиты поля из зеленого бархата с шитой золотом надписью о вкладе 1645 г. князем Иваном Андреевичем Голицыным покрова на гроб его шурина (брата жены) князя Федора Андреевича Телятевского. На покрове был представлен Голгофский крест. После поступления плащаницы в музей при реставрации в 1933 г. кайма с вкладной надписью была снята и хранится отдельно. Шитье переложено на синюю крашенину (подкрашенный холст). Из переписных книг Кирилло-Белозерского монастыря 1774 и 1802 гг., в которых дается подробное описание плащаницы до переделок, мы узнаем важный факт: между фигурами коленопреклоненных ангелов на первом плане была вкладная надпись, начало которой там приведено: "Сии воздух созданъ бысть благовернымъ княземъ великимъ Василиемъ и прочее ..." Можно предположить, что плащаница является вкладом великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, в княжение которого монастырь был построен. Великий князь покровительствовал монастырю, так же как его мать и братья. Плащаница – один из самых ранних вкладов в Кирилло-Белозерский монастырь. По предположению Э.С.Смирновой, Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (это была небольшая деревянная церковь) был построен не сразу после основания монастыря в конце XIV в., а несколько позднее – в 10-х гг. XV столетия, и, очевидно, плащаница была первым вкладом как главный предмет богослужения. Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 256.
Литература, публикации: Страницы истории отечественного искусства. К 75-летию со дня рождения Л.Д. Лихачевой. Выпуск XXI. СПб: Palace Editions. 2012. с. 67