Коллекция онлайн

Воздух «Христос во гробе»

Москва. 1643


Третий покровец, называемый воздухом, на котором обычно изображается или "Христос во гробе", или "Положение во гроб", имеет большие размеры, чем два других покровца. Им покрываются сосуды – потир и дискос – одновременно.

Покровцы и воздух ценились в Вознесенском монастыре, где они были вышиты. В подробном описании монастыря 1894 г. воспроизводится воздух "Христос во гробе". Особое внимание обращается на деталь, характерную для произведений, выполненных под руководством старицы Александры Голицыной: молитвенная надпись, идущая по краю, кончается словом: Голицыны. Так князья Голицыны часто отмечали свои вклады.

На новых красных шелковых подкладках всех трех предметов – надписи, вышитые в 1913 г. Одна повторяет первоначальную вкладную, расположенную в среднике одного из трех покровцов, входящих в этот комплект; вторая свидетельствует о том, что покровцы использовались 14 февраля 1913 г. во время торжественной литургии в придворном Федоровском храме Царского Села под Петербургом, где в Александровском дворце жил император Николай II со своей семьей.

Большую роль в колорите трех произведений играют яркие, контрастные фоны средника и полей – красный и голубой. Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 277.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: