Положение во гроб. Плащаница
Сольвычегодск. Мастерская Евпраксии, жены Никиты Григорьевича Строганова. 1592
- Камка, золотная нить, серебряная нить, шелковая нить, подкладка новая — синяя крашенина. 137,5 × 185
- ДРТ-287
Пост. в 1923 из Музея города; ранее — в церкви Аничкова дворца в Санкт-Петербурге- Происходит из Благовещенского собора города Сольвычегодска
- Период Древнерусское искусство
- Библейский сюжет
- Поделиться
Замечательная коллекция строгановского лицевого шитья находится в собрании Русского музея. Одно из самых известных произведений — большая плащаница «Положение во гроб» 1592 года, относящаяся к первым вкладам Строгановых в Благовещенский собор Сольвычегодска.
Она открывает новое направление в шитье, но тенденции, которые будут определять новый стиль уже в XVII столетии, еще соединяются в ней c традициями XVI века, сохраняющимися в общем композиционном построении (образцом служили плащаницы княгини Евфросинии Старицкой), стилистических приемах шитья, преобладании цветного шелка в художественном строе произведения. Новое — дробность композиции, густо заполненной фигурами и деталями, тщательность отделки деталей, орнаментальность. Измельченность форм, тонкость исполнения и мелкие черты ликов придают плащанице 1592 года особую лиричность, камерность.
Плащаница воспроизводит исторический вариант композиции «Положение во гроб», получивший распространение в древнерусском шитье в середине XVI века. В сцену поклонения включены, помимо Богоматери и ангелов, святые жены, Иоанн Богослов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Над ложем Христа шито «Отечество», аллегорические изображения солнца и луны в виде человеческих личин в профиль. В углах средника — символы евангелистов. По каймам литургическая надпись: Песнь Великой субботы «Да молчит всяка плоть человеча…» и «Трисвятое».
Шитье исполнено преимущественно сканью (золотными и серебряными нитями, перевитыми с зеленой, розовой, голубой, серой шелковой нитью). Лики шиты слабокрученым песочным шелком «в раскол» по форме, с тенями. В приемах шитья, использовании цветного шелка сохраняются традиции, известные в памятниках, вышедших из царских мастерских XVI века (годуновское шитье). Сцена смещена вправо, фигура Христа кажется очень хрупкой, непропорционально маленькой по сравнению с другими персонажами. Дробность построения изображения, тонкость деталей, мелкие черты ликов придают произведению лирическое звучание, что будет особенно характерно для знаменитых икон XVII века, написанных строгановскими мастерами.
Плащаница относится к первым вкладам Строгановых в Благовещенский собор Сольвычегодска. Никита Григорьевич Строганов приходился внуком основателю могущественной торгово-промышленной династии Анике (Иоанникию) Федоровичу Строганову. То, что плащаница с точной датой создания была первой упомянута в описи Благовещенского собора, свидетельствует о значимости этого вклада.
Рест. в 1931 А. Н. Суворовой, повторно в 1966.
О. В. Клюканова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 26.