Коллекция Государственного Русского музея

1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург

Вода и камни под Палаццуола

Начало 1850-х


Один из этюдов к картине "Явление Христа народу". Натурный этюд по замыслу, вполне законченное произведение по художественному результату. Реальный природный мотив композиционной завершенностью, цветовым и фактурным богатством, осязаемостью световой игры обретает почти космическое звучание, наполняется философским смыслом. В числе многочисленных, необычайно ровных по высокому качественному уровню пейзажных штудий Иванова "Вода и камни..." — подлиный и признаный шедевр. Композиция этюда, разумеется, тщательно продумана и обобщена, между тем сохраняет свежесть импрессионистического наброска alla prima. Многослойная живопись размашистыми цветовыми мазками передает необычайное, свойственное только природе богатство красок, оттенков, полутонов, рефлексов. Бездонное небо отражается в быстротекущей воде, незыблемая вечность зафиксирована в камне. Свет и сиюминутен (солнечный день) — и философски вечен (условие бытия всего сущего). Камерный и лирический по сути мотив обретает в небольшом этюде эпическую монументальность философского художественного осмысления мирового порядка. Многозначное противопоставление преходящего и вечного, изменчивого и незыблемого, обыденного и идеального составляет основу романтического звучания этюда, наиболее полно выразившего художественную концепцию Иванова.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 144.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: