Коллекция Государственного Русского музея

Неизвестный художник
Школа Оружейной палаты

Портрет Сергея Леонтьевича Бухвостова

Не ранее августа 1711

  • Холст, масло. 116,5 х 98,5
  • Ж-6341

  • Пост. в 1929 из Гатчинского дворца-музея


Бухвостов Сергей Леонтьевич (1642 (59?) – 1728). «Первый российский солдат», начал службу при дворе стряпчим. В 1683 первым зачислен в потешный, впоследствии Преображенский полк. В 1695 в чине капрала бомбардирской роты был в Азовском походе, за участие в Северной войне произведен в подпоручики. После ранения при осаде Штетина переведен в чине майора в петербургскую гарнизонную артиллерию.

Портрет «первого российского солдата» Сергея Леонтьевича Бухвостова не был упомянут в описи Преображенского дворца 1735 года, но он обнаруживает безусловное стилистическое сходство с восемью основными изображениями серии.

Портрет датирован на основании прикрепленной к петлице золотой медали за Прутский поход 1711 года. О «первом солдате» помнили. Есть сведения, что в 1724 году Петр заказал скульптору Б.-К. Растрелли его бюст, а в 1728 году «Санктпетербургские ведомости» поместили его некролог.

«Преображенская серия» — редчайший памятник раннего светского искусства в России. Ее персонажей традиционно называли изображениями шутов Петра I. Наименование «Преображенская серия» было предложено Н. М. Молевой и Э. М. Белютиным и возникло в связи с обнаруженной авторами описью Преображенского дворца под Москвой 1739 года, в которой значились портреты («персоны») Якова Федоровича Тургенева, Андрея Бесящего, Матвея Филимоновича Нарышкина, а также «картина Алексея Ленина с хлопцем». Ближайшие сподвижники Петра времени «начала славных дел», они были участниками уникального объединения. Составленные самим царем документы свидетельствуют, что называлось оно «Всепьянейшим сумасброднейшим собором всешутейшего князь-папы». Исследователи единодушно относят начало «соборов» к концу 1680-х — началу 1690-х годов.

Основу серии составляют восемь портретов, исследователи дополнили ее портретом «первого российского солдата» Сергея Леонтьевича Бухвостова. Однако, судя по всему, портретов было не менее одиннадцати, в описи 1739 года значились еще «Персона Князя Федора Юрьевича Ромодановского», «Персона Никиты Моисеевича Зотова», «Персона Ивана Ивановича Бутурлина», «Персона дурака Тимохи», местонахождение которых неизвестно.

Считается, что серия создавалась для Нового дворца, построенного в 1692 году на берегу Яузы близ солдатских дворов Преображенского полка. Портреты находились там, видимо, до последней четверти XVIII века, а когда дворец обветшал, были перевезены в Петербург, хранились в собрании Императорского Эрмитажа, а затем были переданы в Гатчинский дворец.

В 1929 году почти вся «Преображенская серия» поступила в Русский музей, но два года спустя портреты стольника И. А. Щепотева и неизвестного в коричневой шубе переданы из ГРМ в ГТГ.

Основным для датировки всех известных портретов серии считается следующий исторический факт: изображения бородатых персон (Тургенева, Нарышкина или Веригина) могли быть исполнены до 26–30 августа 1698 года, когда вернувшийся из-за границы Петр стал собственноручно стричь бороды своим боярам, собравшимся для встречи царя в том же Преображенском дворце. Таким образом, наиболее вероятна датировка серии — 1690-е годы (до 1698). Большинство исследователей считают, что портреты серии были написаны русскими мастерами, живописцами Оружейной палаты, услугами которых Петр пользовался особенно широко именно в 1690-х — начале 1700-х годов. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: