Матвей Филимонович Нарышкин (16(?)—1692) — родственник царицы Натальи Кирилловны. В 1674–1676 — воевода в Великом Устюге. С 1678 — дворянин московский, с 1686 — стольник, с 1688 — окольничий, с 1690 — боярин. Носил шутовской сан «патриарха» «Всепьянейшего собора всешутейшего князь-папы» и прозвище Милак.
Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 125.
По-видимому, одно из самых ранних изображений «Преображенской серии». С именем Матвея Филимоновича Нарышкина его впервые соотнесли Н. М. Молева и Э. М. Белютин внимательным прочтением сочиненного самим Петром I в 1717 «чина поставления князь-папы». «Еже да поможет, — говорится в нем, — мне честнейший отец наш Бахус предстательством антицесарцев моих Милака и Аникиты, дабы их дар духа был сугуб во мне…». Авторы ссылаются на документы, опубликованные историком М. И. Семевским. Другими словами, новый шутовской патриарх просил благословения от своих предшественников — Матвея Нарышкина и Никиты Зотова.
Подтверждение того, что патриархом Милаком назван боярин Нарышкин, обнаруживается в «Истории» дипломата и писателя Б. И. Куракина, который писал, что «окольничей, муж глупой, старой и пьяной, которой назван был патриархом…». Именно М. Ф. Нарышкин был окольничим с 1688 по 1690 год, следовательно, «поставление» первого патриарха и начало «соборов» относится именно к этому периоду. Обнаруженная в архивных документах дата смерти М. Ф. Нарышкина — 1692 год укрепляет уверенность исследователей в том, что портрет мог быть написан не позже этого времени (Гаврилова 1975. С. 45–75).
Самое раннее упоминание о портрете содержится в «Описи Преображенскому Новому дому» 1735 года. Согласно «Описи», «персона Матвея Филимоновича Нарышкина» находилась в Передней. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 101.
В отличие от других произведений серии, портрет М. Ф. Нарышкина не имеет надписи по верхнему краю. Однако исследования, проведенные в ГРМ художником-реставратором А. В. Мининым, выполненные им расчистки живописной поверхности и повторно сделанная рентгенограмма позволили обнаружить фрагменты букв и, кроме того, установить, что авторский холст был больше и имел прямоугольную форму, в которую был вписан овал. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 24.
«Преображенская серия» — редчайший памятник раннего светского искусства в России. Ее персонажей традиционно называли изображениями шутов Петра I. Наименование «Преображенская серия» было предложено Н. М. Молевой и Э. М. Белютиным и возникло в связи с обнаруженной авторами описью Преображенского дворца под Москвой 1739 года, в которой значились портреты («персоны») Якова Федоровича Тургенева, Андрея Бесящего, Матвея Филимоновича Нарышкина, а также «картина Алексея Ленина с хлопцем». Ближайшие сподвижники Петра времени «начала славных дел», они были участниками уникального объединения. Составленные самим царем документы свидетельствуют, что называлось оно «Всепьянейшим сумасброднейшим собором всешутейшего князь-папы». Исследователи единодушно относят начало «соборов» к концу 1680-х — началу 1690-х годов.
Основу серии составляют восемь портретов, исследователи дополнили ее портретом «первого российского солдата» Сергея Леонтьевича Бухвостова. Однако, судя по всему, портретов было не менее одиннадцати, в описи 1739 года значились еще «Персона Князя Федора Юрьевича Ромодановского», «Персона Никиты Моисеевича Зотова», «Персона Ивана Ивановича Бутурлина», «Персона дурака Тимохи», местонахождение которых неизвестно.
Считается, что серия создавалась для Нового дворца, построенного в 1692 году на берегу Яузы близ солдатских дворов Преображенского полка. Портреты находились там, видимо, до последней четверти XVIII века, а когда дворец обветшал, были перевезены в Петербург, хранились в собрании Императорского Эрмитажа, а затем были переданы в Гатчинский дворец.
В 1929 году почти вся «Преображенская серия» поступила в Русский музей, но два года спустя портреты стольника И. А. Щепотева и неизвестного в коричневой шубе переданы из ГРМ в ГТГ.
Основным для датировки всех известных портретов серии считается следующий исторический факт: изображения бородатых персон (Тургенева, Нарышкина или Веригина) могли быть исполнены до 26–30 августа 1698 года, когда вернувшийся из-за границы Петр стал собственноручно стричь бороды своим боярам, собравшимся для встречи царя в том же Преображенском дворце. Таким образом, наиболее вероятна датировка серии — 1690-е годы (до 1698). Большинство исследователей считают, что портреты серии были написаны русскими мастерами, живописцами Оружейной палаты, услугами которых Петр пользовался особенно широко именно в 1690-х — начале 1700-х годов. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 23.