Коллекция онлайн

1745, Санкт-Петербург – 05 (?).1805, там же

Пудель Мустафа

1805


В классицистически выверенном Картинном кабинете Строгановского дома в Петербурге в самом начале XIX века появился довольно редкий и в то же время поразительный (домашний/человеческий) элемент, который странным образом, на первый взгляд, без всякого смысла, был включен в ряд произведений живописи первого уровня и «высоких» аллегорических сюжетов. Речь идет о двух портретах домашних собак владельцев, вставленных в каминные экраны.

Картины принадлежат кисти известного в Петербурге анималиста Карла Фридриха Кнаппе.

На бронзовой табличке первой из них, сохранившейся в оригинале, написано: «Mouton, любимая собака покойного графа Александра Сергеевича Строганова. 1780». Спаниель Мутон. Ж-12142

На табличке второго экрана, с изображением белого королевского пуделя, согласно архивным сведениям, говорилось: «Moustapha, любимая собака графини С. В. Строгановой. 1805». Это животное также известно не только по картине Кнаппе, но и по рисунку, созданному Ермолаем Есаковым. На нем собака представлена на первом плане в другом, менее известном, картинном кабинете Строгановых, созданном Андреем Воронихиным несколько позже первого — на рубеже XVIII–XIX веков, когда и жил пудель, скончавшийся, судя по всему, в 1805 году.

<…> Мягкий по характеру, «женский», спаниель указывает нам на характер владельца — президента Академии художеств. Наоборот, строгая, «мужская», собака пудель как нельзя лучше отражает волевые черты графини Софьи Владимировны, которая в известной степени оказалась вынуждена проявлять твердость в момент генеалогической катастрофы рода в 1811–1817 годах, унесшей жизни представителей трех поколений Строгановых. Сергей Кузнецов. Аристократические собаки // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. с. 33.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: