Коллекция онлайн

1771, Санкт-Петербург – не ранее 1829, ?

Портрет неизвестной из рода Милорадовичей

Около 1795

  • Холст, масло. 71 х 57 (овал)
  • Ж-3281

  • Пост.: 1908 от В. А. Верещагина


Род дворян Милорадовичей происходит из Герцеговины. В России фамилия Милорадовичей появляется в 1711, когда по именному указу императора Петра I был вызван на малороссийскую службу из Сербии Михаил Ильич Милорадович. За доблестную службу и укрепление связи с черниговцами ему были пожалованы вместе с большой денежной суммой награда – портрет Петра Великого, украшенный алмазами на Андреевской ленте, а также поместье в Малороссии. От этого-то Михайла Ильича и произошла та ветвь фамилии Милорадовичей, которая позже, благодаря заслугам знаменитого генерала Отечественной войны Михаила Андреевича, приобщила графскую корону к своему дворянскому гербу с изображением щита, золотого замка и ключа от крепостных ворот. Герб этот означает взятую ночью предком Милорадовичей крепость и верность служения России. Под гербом девиз: «Без страха и упрека». На портрете изображена, вероятно, одна из представительниц этого знаменитого рода. Парный к Портрету неизвестного из рода Милорадовичей. 1795. Ж–3280

Более парных портретов супругов, представлявших для художника некоторый композиционный вызов, были распространены двойные портреты, когда отдельные изображения мужа и жены строились на композиционной и колористической симметрии. Помимо внешних, личностных, социальных черт моделей, художники стремятся передать и характер их отношений. Однако этот характер не является уникальным для данного семейства, а достаточно нормативным, и включает универсальные составляющие: душевное родство, привязанность, взаимопонимание, нежность, общность судьбы. Как правило, портреты XVIII века выдают свои чувства намеком, тенью, сообщаясь посредством переклички поз, жестов, взглядов. Портреты дам часто располагались по правую руку от парного изображения мужчин, в соответствии с этим строилась композиция: смещения фигур, повороты, жесты перекликались, как в зеркальном отражении. Одиночные портреты писались с таким композиционным расчетом, чтобы рядом со временем мог появиться портрет супруга, их дополняли портреты детей. Любовь Шакирова. Семейный альбом Русского музея // Портрет семьи. СПб, 2014. С. 6.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: