Коллекция онлайн

1771, Санкт-Петербург – не ранее 1829, ?

Портрет Ивана Якимова в виде Амура

1790

  • Холст, масло. 142 x 92
  • Ж-3284

  • Пост.: 1928 из Шереметевского дома-музея; ранее (1905) – собр. графа А. Д. Шереметева (Санкт-Петербург); с 1895 – Шереметевский дворец (Санкт-Петербург); 1792–1895 – Останкинский дворец (усадьба Останкино Московской губ.)


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

На противоположной стене от парадного императорского портрета можно было увидеть "Портрет Ивана Якимова" в костюме Амура, выполненный художником Николаем Аргуновым, который несмотря на свою широкую известность, очень редко встречается со зрителем.

В русском изобразительном искусстве XVIII – первой половине XIX века семья Аргуновых занимает особое место. Все Аргуновы, несмотря на то, что они были крепостными графов Шереметьевых, внесли значительный вклад в развитие русской культуры. Начало славы этой творческой династии положил отец – Иван Петрович. Николай Иванович Аргунов продолжил дело отца. Много сил и творческой энергии затратил он на учебу, и уже первые самостоятельные работы показали его талант и собственный взгляд на живопись.

Созданный художником образ юного актера крепостного театра графа Николая Петровича Шереметьева, полон очарования и непосредственности. Как и в театре XVIII века, в нем все условно и символично. Мальчик изображен в роли Амура, он игриво грозит пальчиком, его лукавый жест символически предостерегающ. Условен и «античный» наряд актера, разумеется, не имеющий никакого отношения к подлинной античности, увитый лентами, гирляндами роз, снабженный крылышками из настоящих птичьих перьев, привязанными за спиной. При условности всех деталей, даже реалистически написанное дерево воспринимается как театральная декорация. Большая живописная культура, выразительность характера придают картине живое обаяние.

Готовя экспозицию Таврической выставки, Дягилеву пришлось в течение 1904 года обследовать запасники многих музеев, осмотреть десятки частных коллекций, изъездить буквально всю Россию. В промежутках между разъездами он сидел в архивах, просматривал журналы и книги. А когда сотнями начали приходить портреты – новая сложнейшая задача: нужно было все классифицировать, организовать художественное целое, устроить выставку, развесить портреты так, чтобы они как можно более говорили и сказали бы все о русской жизни, культуре и искусстве двухсот лет.

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009





Якимов Иван Якимович (1780–1804) — дворовый мальчик, воспитанник графа Н. П. Шереметева, художник-любитель, участник театральных балетных постановок в Кусковском театре. Якимов упоминается в записке Н. П. Шереметева «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова» и в предсмертном письме Н. П. Шереметева к сыну Дмитрию. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 82.

В русском изобразительном искусстве XVIII - первой половине XIX века семья Аргуновых занимает особое место. Все Аргуновы, несмотря на то, что они были крепостными графов Шереметьевых, внесли значительный вклад в развитие русской культуры. Начало славы этой творческой династии положил отец - Иван Петрович. Николай Иванович Аргунов продолжил дело отца. Много сил и творческой энергии затратил он на учебу, и уже первые самостоятельные работы показали его талант и собственный взгляд на живопись.

Созданный художником образ юного актера крепостного театра графа Николая Петровича Шереметьева, полон очарования и непосредственности. Как и в театре XVIII века, в нем все условно и символично. Мальчик изображен в роли Амура, он игриво грозит пальчиком, его лукавый жест символически предостерегающ. Условен и «античный» наряд актера, разумеется, не имеющий никакого отношения к подлинной античности, увитый лентами, гирляндами роз, снабженный крылышками из настоящих птичьих перьев, привязанными за спиной. При условности всех деталей, даже реалистически написанное дерево воспринимается как театральная декорация. Большая живописная культура, выразительность характера придают картине живое обаяние.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: