Две мужские головы, левая и правая руки, левая ступня
1843–1847
- Период Первая половина XIX века
- Поделиться
Этюды для росписи центрального купола Исаакиевского собора в Петербурге (фигуры Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла), либо для фигур апостолов в барабанах центрального купола, выполненных К. П. Брюлловым.
Аналогичные работы Брюллова этого же времени: «Женская голова. Голова старика. Две правые руки. Левая рука. Правая ступня» в ГТГ (инв. № 25361) и «Голова апостола (два варианта). Руки» в Киевской картинной галерее (инв. № Ж-441).
Очевидно, работа оставалась в мастерской Брюллова и после его смерти была унаследована его братом Александром. От его сына Павла Александровича Брюллова (1840–1914), хранителя Художественного отдела Русского музея императора Александра III, работа и поступила в Русский музей. Е. И. Столбова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 355.
Эскизы и этюды для росписи центрального купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. 1843–1847
В 1843 году Брюллов подписал контракт на исполнение работ для Исаакиевского собора. Художник должен был исполнить роспись плафона центрального купола, изображения четырех евангелистов в парусах, восьми апостолов в барабане, а также четыре эпизода «Страстей Христовых» (РГИА. Ф. 1311. Оп. 1. Д. 1264. 1843. Л. 1). Почти для всех оговоренных сюжетов Брюллов исполнил эскизы, для некоторых — картоны, а роспись центрального плафона начал в натуре (Петрова Е. Н. Картоны К. П. Брюллова и П. В. Басина для Исаакиевского собора // Русская графика XVIII — первой половины XIX века. Л., 1984. С. 168–184). Однако в феврале 1848 года, сославшись на болезнь, художник просил освободить его от необходимости завершить начатую работу. Просьба была удовлетворена, и композиции, сочиненные Брюлловым, осуществлял в натуре П. В. Басин. Г. Н. Голдовский // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 353.