Виртуальные выставки

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

Карл Брюллов

Виртуальная выставка, подготовленная к 225-летию крупнейшего русского живописца, объединила более 130 произведений живописи и графики из собрания Русского музея.

Подробнее

В музее хранится свыше 70 живописных и несколько сотен графических листов художника. Выставка дает возможность рассмотреть творчество Брюллова во всем жанровом разнообразии, оценить многогранность таланта и достижения его художественного гения.

Онлайн-ресурс имеет тематический рубрикатор, который позволяет рассматривать и изучать живописные и графические произведения мастера, многочисленные портреты, произведения, созданные на библейские и мифологические сюжеты, исторические картины, знаменитые «итальянские жанры». Отдельные разделы посвящены академическому и итальянскому периодам творчества Брюллова, а также грандиозной работе над росписью Исаакиевского собора.

Виртуальная выставка будет полезна как педагогам, студентам, исследователям, так и всем интересующихся творчеством К.П.Брюллова, позволяя увидеть в едином цифровом ресурсе масштаб творческого наследия великого русского живописца, изучать и рассматривать его произведения как по отдельным периодам, так и по техникам, жанрам и сюжетам.

Генеральный спонсор выставки «Великий Карл» Банк ВТБ.


Все произведения
Период:

Вид искусства:

Всего: 148
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Обнаженный юноша с копьем
Брюллов К. П.
Обнаженный юноша с копьем
1810-е
ГРМ
Нарцисс, смотрящийся в воду
Брюллов К. П.
Нарцисс, смотрящийся в воду
1819
ГРМ
Персей и Андромеда
Брюллов К. П.
Персей и Андромеда
Конец 1810-х
ГРМ
Гений искусств
Брюллов К. П.
Гений искусств
1819–1821
ГРМ
Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов
Брюллов К. П.
Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов
1821
ГРМ
Вакхическая группа
Брюллов К. П.
Вакхическая группа
1824
ГРМ
Пилигримы в дверях храма
Брюллов К. П.
Пилигримы в дверях храма
Около 1825
ГРМ
Портрет С. Ф. Щедрина
Брюллов К. П.
Портрет С. Ф. Щедрина
1824
ГРМ
Голова натурщицы
Брюллов К. П.
Голова натурщицы
1820-е
ГРМ
Портрет Александра Павловича Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет Александра Павловича Брюллова
Середина 1820-х
ГРМ
Портрет архитектора К. А. Тона
Брюллов К. П.
Портрет архитектора К. А. Тона
1820-е
ГРМ
Портрет молодого человека
Брюллов К. П.
Портрет молодого человека
1820-е
ГРМ
Руины в парке
Брюллов К. П.
Руины в парке
1820-е
ГРМ
Беседа Нумы Помпилия с нимфой Эгерией
Брюллов К. П.
Беседа Нумы Помпилия с нимфой Эгерией
Между 1824 и 1828
ГРМ
Женщина, посылающая поцелуй из окна
Брюллов К. П.
Женщина, посылающая поцелуй из окна
1826
ГРМ
Портрет А. П. Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет А. П. Брюллова
1826
ГРМ
Портрет А. П. Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет А. П. Брюллова
1826
ГРМ
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Брюллов К. П.
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
1827
ГРМ
Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных
Брюллов К. П.
Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных
1827
ГРМ
Последний день Помпеи
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1827–1828
ГРМ
Живопись

В собрании Русского музея хранится более 70 живописных произведений К. П. Брюллова. Среди них — ранние произведения на мифологические сюжеты, «итальянские жанры», знаменитое полотно «Последний день Помпеи», а также многочисленные портреты современников, написанные в России и в Италии. Значительную часть живописного наследия мастера составляют этюды и эскизы к росписям в Исаакиевском соборе и произведения на библейские сюжеты.


Период:

Всего: 73
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Обнаженный юноша с копьем
Брюллов К. П.
Обнаженный юноша с копьем
1810-е
ГРМ
Нарцисс, смотрящийся в воду
Брюллов К. П.
Нарцисс, смотрящийся в воду
1819
ГРМ
Персей и Андромеда
Брюллов К. П.
Персей и Андромеда
Конец 1810-х
ГРМ
Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов
Брюллов К. П.
Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов
1821
ГРМ
Вакхическая группа
Брюллов К. П.
Вакхическая группа
1824
ГРМ
Пилигримы в дверях храма
Брюллов К. П.
Пилигримы в дверях храма
Около 1825
ГРМ
Голова натурщицы
Брюллов К. П.
Голова натурщицы
1820-е
ГРМ
Портрет Александра Павловича Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет Александра Павловича Брюллова
Середина 1820-х
ГРМ
Портрет архитектора К. А. Тона
Брюллов К. П.
Портрет архитектора К. А. Тона
1820-е
ГРМ
Портрет молодого человека
Брюллов К. П.
Портрет молодого человека
1820-е
ГРМ
Руины в парке
Брюллов К. П.
Руины в парке
1820-е
ГРМ
Беседа Нумы Помпилия с нимфой Эгерией
Брюллов К. П.
Беседа Нумы Помпилия с нимфой Эгерией
Между 1824 и 1828
ГРМ
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Брюллов К. П.
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
1827
ГРМ
Последний день Помпеи
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1827–1828
ГРМ
Вольтижер
Брюллов К. П.
Вольтижер
Между 1823 и 1835
ГРМ
Последний день Помпеи
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1828
ГРМ
 Портрет Е. И. Тон
Брюллов К. П.
Портрет Е. И. Тон
2-я половина 1830-х
ГРМ
Вирсавия
Брюллов К. П.
Вирсавия
1830-е (?)
ГРМ
Портрет Джузеппе Капечелатро
Брюллов К. П.
Портрет Джузеппе Капечелатро
1-я половина 1830-х
ГРМ
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
Брюллов К. П.
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
1830
ГРМ
Графика

Кроме сотен живописных работ, он <Брюллов> оставил поистине огромное графическое наследие — тысячи листов рисунков, акварелей, сепий — от беглых фрагментарных набросков в альбомах до изысканно-завершенных портретных или жанровых акварелей, демонстрирующих блистательный художественный вкус, совершенное чувство формы и цвета, точнейшее владение жанром, проникновенный лиризм или тонкий интеллигентный юмор… Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 25-26.

Подробнее

Рисунки и акварели Карла Брюллова известны публике несравненно меньше, чем его живописные полотна. <...> Между тем настоящее величие художника-философа, каким, по нашему мнению, был Брюллов, не понять в полной мере без его графического наследия. <...>

Современники отмечали импровизационный характер многих графических произведений Брюллова, сопровождавшихся целыми историями, часто придуманными автором*. Действительно, на одном листе Брюллов нередко набрасывал композиции на самые разные темы или совмещал беглые эскизы и увеличенные детали к тем же сюжетам. Е. Н. Петрова. Рисунки и акварели Брюллова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 30.

* Воспоминания князя Григория Гагарина о Брюллове. СПб, 1900. С. 17 (далее — Гагарин).

Карлу Павловичу заказывали акварельные портреты не только небольших размеров, как это было свойственно этому виду изображений. Он пишет акварельными красками Е. П. Салтыкову на балконе (Р-13100), О. П. Ферзен (Р-13102), Корнилова на бриге «Фемистокл» (Р-42271) и других персонажей в формате небольших живописных произведений. Брюллов достигает в этих акварелях не только внешнего сходства. Персонажи всякий раз изображены в окружении, соответствующем конкретному моменту их жизни. Ферзен — прогуливающейся по узкой тропинке вдоль итальянских гор, сидя на ослике. Салтыкова — среди зелени и на фоне одного из римских соборов. Эти портреты, блистательно исполненные Брюлловым, должны были напоминать их владельцам о чудесном путешествии по Италии. Корнилов, капитан брига «Фемистокл», на котором Брюллов плыл в Турцию, представлен почти в «рабочей» обстановке — в офицерской форме, на корме корабля, с механизмами и мачтой. Так Брюллов преодолевает камерность, свойственную обычно акварельным и карандашным изображениям, считая, что «фон дает характеристику веку и стране»*. Е. Н. Петрова. Рисунки и акварели Брюллова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 31.

* Цит. по: К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников / Сост. Н. Г. Машковцев. М., 1952. С. 153.


Период:

Вид искусства:

Всего: 75
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Гений искусств
Брюллов К. П.
Гений искусств
1819–1821
ГРМ
Портрет С. Ф. Щедрина
Брюллов К. П.
Портрет С. Ф. Щедрина
1824
ГРМ
Женщина, посылающая поцелуй из окна
Брюллов К. П.
Женщина, посылающая поцелуй из окна
1826
ГРМ
Портрет А. П. Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет А. П. Брюллова
1826
ГРМ
Портрет А. П. Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет А. П. Брюллова
1826
ГРМ
Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных
Брюллов К. П.
Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных
1827
ГРМ
Последний день Помпеи
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1828 (?)
ГРМ
 Портрет князя Г. Г. Гагарина
Брюллов К. П.
Портрет князя Г. Г. Гагарина
1829
ГРМ
На исповеди
Брюллов К. П.
На исповеди
1827–1831
ГРМ
Портрет патера Рикка деи Сколопи из колледжа Толомеи в Сиене
Брюллов К. П.
Портрет патера Рикка деи Сколопи из колледжа Толомеи в Сиене
1829 (?)
ГРМ
Портрет флигель-адъютанта графа А. Г. Строганова
Брюллов К. П.
Портрет флигель-адъютанта графа А. Г. Строганова
1829
ГРМ
Сон бабушки и внучки
Брюллов К. П.
Сон бабушки и внучки
1829
ГРМ
Портрет П. В. Басина
Брюллов К. П.
Портрет П. В. Басина
1830
ГРМ
Автопортрет
Брюллов К. П.
Автопортрет
1830–1833
ГРМ
Итальянская семья (В ожидании ребенка)
Брюллов К. П.
Итальянская семья (В ожидании ребенка)
1831
ГРМ
Мать, просыпающаяся от плача ребенка
Брюллов К. П.
Мать, просыпающаяся от плача ребенка
1831
ГРМ
Сон монашенки
Брюллов К. П.
Сон монашенки
1831
ГРМ
Портрет С. А. Соболевского
Брюллов К. П.
Портрет С. А. Соболевского
1832
ГРМ
Портрет неизвестной
Брюллов К. П.
Портрет неизвестной
1832
ГРМ
Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой (урожденной Строгановой)
Брюллов К. П.
Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой (урожденной Строгановой)
1833-1835
ГРМ
Академия художеств

<...> двенадцатилетнее обучение в Академии художеств под руководством профессоров А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева готовило будущего «великого Карла» к карьере исторического живописца. Русский музей хранит и важнейшие образцы учебных опусов академиста Карла Брюллова («Юноша с копьем», Ж-6296), где можно разглядеть лишь намеки на будущую головокружительную художническую карьеру. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 13.


Период:

Вид искусства:

Всего: 7
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Обнаженный юноша с копьем
Брюллов К. П.
Обнаженный юноша с копьем
1810-е
ГРМ
Нарцисс, смотрящийся в воду
Брюллов К. П.
Нарцисс, смотрящийся в воду
1819
ГРМ
Персей и Андромеда
Брюллов К. П.
Персей и Андромеда
Конец 1810-х
ГРМ
Гений искусств
Брюллов К. П.
Гений искусств
1819–1821
ГРМ
Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов
Брюллов К. П.
Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов
1821
ГРМ
Голова натурщицы
Брюллов К. П.
Голова натурщицы
1820-е
ГРМ
Руины в парке
Брюллов К. П.
Руины в парке
1820-е
ГРМ
Италия

Как и многим другим, Брюллову суждено было раскрыть свой чрезвычайный дар в «стране высоких вдохновений» — в Италии, куда направился он попечением Общества поощрения художников в 1822 году и где ему суждено было «блистательно оправдать» подававшиеся в юности надежды. 

Подробнее

В первые итальянские годы Брюллов позволил себе «лирические отступления» — картины на жанровые сюжеты, которые по суждению современного критика, несомненно, рождены счастливым случаем, подсмотрены в обыденной итальянской жизни, созданы под влиянием непосредственного впечатления. Это знаменитые «итальянские жанры», важнейший пример из их числа — «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (Ж-5078) — хранится в Русском музее. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 12.

Здесь же были написаны «Итальянский полдень» (1827), «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830) и другие многочисленные портреты, в том числе акварельные, «Смерть Инессы де Кастро...» (1834) и знаменитый «Последний день Помпеи» (1833). 


Период:

Вид искусства:

Всего: 40
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Вакхическая группа
Брюллов К. П.
Вакхическая группа
1824
ГРМ
Пилигримы в дверях храма
Брюллов К. П.
Пилигримы в дверях храма
Около 1825
ГРМ
Портрет С. Ф. Щедрина
Брюллов К. П.
Портрет С. Ф. Щедрина
1824
ГРМ
Портрет Александра Павловича Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет Александра Павловича Брюллова
Середина 1820-х
ГРМ
Портрет молодого человека
Брюллов К. П.
Портрет молодого человека
1820-е
ГРМ
Беседа Нумы Помпилия с нимфой Эгерией
Брюллов К. П.
Беседа Нумы Помпилия с нимфой Эгерией
Между 1824 и 1828
ГРМ
Женщина, посылающая поцелуй из окна
Брюллов К. П.
Женщина, посылающая поцелуй из окна
1826
ГРМ
Портрет А. П. Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет А. П. Брюллова
1826
ГРМ
Портрет А. П. Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет А. П. Брюллова
1826
ГРМ
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Брюллов К. П.
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
1827
ГРМ
Последний день Помпеи
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1827–1828
ГРМ
Вольтижер
Брюллов К. П.
Вольтижер
Между 1823 и 1835
ГРМ
Последний день Помпеи
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1828
ГРМ
 Портрет князя Г. Г. Гагарина
Брюллов К. П.
Портрет князя Г. Г. Гагарина
1829
ГРМ
На исповеди
Брюллов К. П.
На исповеди
1827–1831
ГРМ
Портрет патера Рикка деи Сколопи из колледжа Толомеи в Сиене
Брюллов К. П.
Портрет патера Рикка деи Сколопи из колледжа Толомеи в Сиене
1829 (?)
ГРМ
Портрет флигель-адъютанта графа А. Г. Строганова
Брюллов К. П.
Портрет флигель-адъютанта графа А. Г. Строганова
1829
ГРМ
Сон бабушки и внучки
Брюллов К. П.
Сон бабушки и внучки
1829
ГРМ
Вирсавия
Брюллов К. П.
Вирсавия
1830-е (?)
ГРМ
Портрет Джузеппе Капечелатро
Брюллов К. П.
Портрет Джузеппе Капечелатро
1-я половина 1830-х
ГРМ
Портреты

Блистательное собрание портретов кисти «великого Карла» хранится в разных музейных и частных коллекциях. Среди них — парадные, полупарадные, камерные изображения — и целая коллекция эскизов к неосуществленному групповому портрету императорской семьи (1837). 

Подробнее

Вне зависимости от избранного композиционного типа, каждое портретное изображение давало художнику возможность углубиться в духовный мир фиксируемых моделей, в большей мере отражая не реалии, но собственное представление о них. Вероятно, поэтому разные по настрою, эмоциям, психологии персонажи выглядят на полотнах великого мастера столь яркими и значительными. И это при том, что выбор чисто живописных приемов в малоформатных камерных портретах значительно сужен — в силу специфики жанра. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 21.

Если работа над историческими композициями всегда была для художника предметом напряженных раздумий, мучительных поисков, изматывающих бдений — то есть требовала полной интеллектуальной и эмоциональной самоотдачи,— то портрет изначально стал родной стихией. Портретные изображения, исполненные его блистательной кистью, всегда производят глубокое впечатление легким свободным письмом, разнообразностью образного строя, нетипичностью и виртуозностью композиционных решений, праздничной насыщенностью и тонким вкусом колористической разработки. Видимо, сказывалась непосредственность восприятия — ведь портрет, по определению, писался с натуры.

Многие выдающиеся работы «великого Карла» в этом жанре не были заказными. Их создание для замечательного живописца было реализацией порыва вдохновения, а поиски способов усиления значительности и яркости изображаемого персонажа становились формой интеллектуальной игры, так свойственной натуре и дарованию Брюллова. Лейтмотив отношения к модели, соответствующий эмоционально-психологическому типу самого художника, сложился в его творчестве опять-таки в Италии. Как правило, это жанрово мотивированные портретные изображения, где огромное значение имеет ритмика, индивидуальная цветовая стихия, но главное — персонифицированное отношение к модели. Там же. С. 19-21.

По всем признакам, мироощущенческой основой самореализации Брюллова был неугасающий интерес к самому себе. Вряд ли есть еще хотя бы один русский художник, который написал столько автопортретов, сколько в разных материалах и техниках создал «великий Карл». В мировой живописи предтечей его можно счесть Рембрандта Харменса ван Рейна, не случайно автор «Последнего дня Помпеи» считал его «одним из великих и самых главных своих учителей»*. Как и у Рембрандта, стремление запечатлеть себя у Брюллова ничего общего не имеет с нарциссизмом, с самолюбованием. Скорее, каждый автопортрет — это акт самопознания, взгляд на себя со стороны, прозрение за внешними чертами внутреннего мира, духовной жизни. Ряд брюлловских изображений самого себя — своеобразная изобразительная хронология, как правило, бесконечно искреннее личностное откровение о себе и для себя. Автоиконография Карла Брюллова насчитывает свыше тридцати изображений. Там же. С. 8.

* Стасов В. В. Последние дни К. П. Брюллова и оставшиеся в Риме последние его произведения // Стасов В. В. Собр. соч. Т. 1. СПб, 1894. Разд. 2, стб. 20.


Период:

Вид искусства:

Всего: 55
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Портрет С. Ф. Щедрина
Брюллов К. П.
Портрет С. Ф. Щедрина
1824
ГРМ
Голова натурщицы
Брюллов К. П.
Голова натурщицы
1820-е
ГРМ
Портрет Александра Павловича Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет Александра Павловича Брюллова
Середина 1820-х
ГРМ
Портрет архитектора К. А. Тона
Брюллов К. П.
Портрет архитектора К. А. Тона
1820-е
ГРМ
Портрет молодого человека
Брюллов К. П.
Портрет молодого человека
1820-е
ГРМ
Портрет А. П. Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет А. П. Брюллова
1826
ГРМ
Портрет А. П. Брюллова
Брюллов К. П.
Портрет А. П. Брюллова
1826
ГРМ
Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных
Брюллов К. П.
Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных
1827
ГРМ
 Портрет князя Г. Г. Гагарина
Брюллов К. П.
Портрет князя Г. Г. Гагарина
1829
ГРМ
Портрет патера Рикка деи Сколопи из колледжа Толомеи в Сиене
Брюллов К. П.
Портрет патера Рикка деи Сколопи из колледжа Толомеи в Сиене
1829 (?)
ГРМ
Портрет флигель-адъютанта графа А. Г. Строганова
Брюллов К. П.
Портрет флигель-адъютанта графа А. Г. Строганова
1829
ГРМ
 Портрет Е. И. Тон
Брюллов К. П.
Портрет Е. И. Тон
2-я половина 1830-х
ГРМ
Портрет Джузеппе Капечелатро
Брюллов К. П.
Портрет Джузеппе Капечелатро
1-я половина 1830-х
ГРМ
Портрет П. В. Басина
Брюллов К. П.
Портрет П. В. Басина
1830
ГРМ
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
Брюллов К. П.
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
1830
ГРМ
Автопортрет
Брюллов К. П.
Автопортрет
1830–1833
ГРМ
Портрет А. Н. Демидова, князя Сан-Донато
Брюллов К. П.
Портрет А. Н. Демидова, князя Сан-Донато
Около 1831
ГРМ
Портрет С. А. Соболевского
Брюллов К. П.
Портрет С. А. Соболевского
1832
ГРМ
Портрет неизвестной
Брюллов К. П.
Портрет неизвестной
1832
ГРМ
Портрет неизвестной, играющей на арфе
Брюллов К. П.
Портрет неизвестной, играющей на арфе
Начало 1830-х
ГРМ
Исторические картины

При обилии творческих идей ни одного законченного исторического полотна после возвращения из Италии Брюллов так и не создал. Однако графическое наследие свидетельствует о множестве бередивших его воображение сюжетов. Между тем в разных музеях, и прежде всего в Русском, счастливо сохранилась богатейшая коллекция живописных эскизов к замысленным, осуществленным и неосуществленным историческим композициям кисти Брюллова. 

Подробнее

Зачастую они по содержательной глубине, силе художественного решения, композиционной и колористической экспрессии имеют самостоятельное эстетическое значение, являются законченными, самодостаточными высокохудожественными произведениями. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 16.

После «Помпеи» всего одна работа Брюллова из числа исторических картин была доведена им до высокого уровня формальной завершенности, едва ли не самого высокого среди всех его полотен. Это «Смерть Инессы де Кастро» (Ж-5085). Все последующие проекты либо остались в эскизах (от «Нашествия Гензериха на Рим» до «Всеразрушающего времени»), либо были брошены полузавершенными, как грандиозная «Осада Пскова в 1581 году польским королем Стефаном Баторием» (ГТГ), с энтузиазмом начатая, долго и трудно работавшаяся и, в конце концов, оставшаяся скорбным напоминанием о не до конца осуществленном замысле*. Там же. С. 15.

Эскизы, этюды, наброски — особая часть наследия «великого Карла». В них непосредственно и очевидно проявляется мироощущение замечательного живописца, приоткрывается глубина его напряженного эмоционального бытия, ощущается неисчерпаемая сложность его яркой и противоречивой натуры. Примечательно, что к идеям создания исторических картин Брюллов вновь обратился в последние годы жизни, возвратившись в Италию: припомним три варианта «Политической демонстрации в Риме» (два — в Тамбовском музее; один — в Русском (Ж-11598)), «Мессу в соборе Санта-Мария Маджоре» из московского частного собрания и, наконец «Всеразрушающее время» (в семье Титтони в Риме) — итоговый опус «великого Карла», со сложным, не до конца расшифрованным философским подтекстом, вероятно, аллюзия на «Страшный суд» Микеланджело из ватиканской Сикстинской капеллы. Накануне ухода в вечность Карл Павлович Брюллов мог решиться на такой шаг*. Там же. С. 18-19.


Период:

Вид искусства:

Всего: 10
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Последний день Помпеи
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1827–1828
ГРМ
Последний день Помпеи
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1828
ГРМ
Последний день Помпеи
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1828 (?)
ГРМ
Последний день Помпеи
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1833
ГРМ
Последний день Помпеи
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1833
ГРМ
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году
Брюллов К. П.
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году
1836 (7?)
ГРМ
Наполеон на острове Эльба
Брюллов К. П.
Наполеон на острове Эльба
1850–1852
ГРМ
Политическая демонстрация в Риме в 1846 году
Брюллов К. П.
Политическая демонстрация в Риме в 1846 году
1850
ГРМ
Пожар Москвы. Наполеон покидает Кремль
Брюллов К. П.
Пожар Москвы. Наполеон покидает Кремль
1850–1852
ГРМ
Пожар Москвы. Наполеон покидает Кремль. Наполеон у окна
Брюллов К. П.
Пожар Москвы. Наполеон покидает Кремль. Наполеон у окна
1850–1852
ГРМ
"Жанры"

Своего рода новаторскими в терминологии ХХ века справедливо считаются, так называемые жанры Брюллова. Эти сцены из жизни простого люда Италии, Греции, Турции наблюдались художником во время его путешествий. Ничего подобного в России 1820–1830-х годов еще не было. <...> В его так называемых жанрах — итальянских, греческих, турецких,— проявляется любовь к деталям, литературная одаренность, тонкий юмор. Они придают изображениям верность натуре, хотя многое в них придумано автором. Е. Н. Петрова. Рисунки и акварели Брюллова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 32, 34.


Период:

Вид искусства:

Всего: 18
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Пилигримы в дверях храма
Брюллов К. П.
Пилигримы в дверях храма
Около 1825
ГРМ
Женщина, посылающая поцелуй из окна
Брюллов К. П.
Женщина, посылающая поцелуй из окна
1826
ГРМ
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Брюллов К. П.
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
1827
ГРМ
На исповеди
Брюллов К. П.
На исповеди
1827–1831
ГРМ
Итальянская семья (В ожидании ребенка)
Брюллов К. П.
Итальянская семья (В ожидании ребенка)
1831
ГРМ
Мать, просыпающаяся от плача ребенка
Брюллов К. П.
Мать, просыпающаяся от плача ребенка
1831
ГРМ
Свидание (Прощальный поцелуй)
Брюллов К. П.
Свидание (Прощальный поцелуй)
1833
ГРМ
Рыцарь с монахом (За кубком)
Брюллов К. П.
Рыцарь с монахом (За кубком)
1834
ГРМ
Свидание
Брюллов К. П.
Свидание
1834
ГРМ
Всадник, сторонящийся от верблюда с поклажей (Уличная сцена в Константинополе)
Брюллов К. П.
Всадник, сторонящийся от верблюда с поклажей (Уличная сцена в Константинополе)
1835
ГРМ
Греки-повстанцы в горах
Брюллов К. П.
Греки-повстанцы в горах
1835
ГРМ
Переправа через ручей
Брюллов К. П.
Переправа через ручей
1835
ГРМ
Афинский вечер
Брюллов К. П.
Афинский вечер
1839–1843
ГРМ
Итальянец у окна (Свидание)
Брюллов К. П.
Итальянец у окна (Свидание)
Начало 1840-х
ГРМ
«По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха»
Брюллов К. П.
«По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха»
Около 1845
ГРМ
Две дамы на балконе и всадник
Брюллов К. П.
Две дамы на балконе и всадник
1847–1849
ГРМ
Дуэт в саду
Брюллов К. П.
Дуэт в саду
1847–1849
ГРМ
Любовная сцена в парке
Брюллов К. П.
Любовная сцена в парке
1849
ГРМ
Библейские сюжеты

Пожалуй, в числе работ Брюллова со второй половины 1830-х годов лишь монументальные церковные образа оказались полностью завершенными. Вдумчивая и серьезная, можно сказать, молитвенно-проникновенная работа над ними отложилась воспоминаниями в дневниках и записях современников.

Подробнее

Большие запрестольные образы — для Казанского собора (около 1840) вместе с эскизом к нему (Взятие Богоматери на небо, Ж-5469), и для лютеранской церкви Святых Петра и Павла (Распятие, Ж-5646, автор проекта храма — А. П. Брюллов),— созданные кистью «великого Карла», принадлежат Русскому музею.

Весьма возможно, что Брюллов сам стремился написать икону для Горнего места центрального алтаря Казанского собора и заготовил эскиз, находясь еще в первопрестольной. В Петербурге замысел, разумеется, был несколько трансформирован по месту. И творил художник с необыкновенным подъемом, заметив ученику и обожателю А. Н. Мокрицкому: «Ну, батюшка, сегодня я работал как после Рима, никогда, да и в Риме редко работал с таким усилием!»*. Образ, установленный на место в 1840-х, отличается просветленной серьезностью, «святостью композиции» и, вместе с тем, отсутствием всякого «бытового мистицизма». Пресвятая Дева, сияющая и торжественно-радостная, ангелами и херувимами возносится к вечному свету от вполне реальной земли. Может быть, поэтому главная запрестольная картина Казанского собора легко провоцирует молитвенное чувство, неотъемлемая часть которого — надежда. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 22.

* Дневник художника А. Н. Мокрицкого. М., 1975. С. 136–137.

Один из примеров всеобъемлющего погружения великого живописца в религиозный сюжет — трагический образ «Христос во гробе»: он предназначался для размещения в храме на фоне окна или с подсветкой искусственными источниками с тыльной стороны. Подсветка эффектно выявляет объемную и колористическую структуру живописи. Свет как бы вырывает из мрака фигуру скорбно склонившегося над усопшим Спасителем ангела в одеждах слепящей белизны, терновый венец, бережные цветовые оттенки на фоне — багровые, оливковые, охристые… Картина (точнее образ!) «Христос во гробе» — великое произведение великого мастера. Там же. С. 24.


Период:

Вид искусства:

Всего: 41
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов
Брюллов К. П.
Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов
1821
ГРМ
Вирсавия
Брюллов К. П.
Вирсавия
1830-е (?)
ГРМ
Взятие Богоматери на небо
Брюллов К. П.
Взятие Богоматери на небо
1836 (?)
ГРМ
Распятие
Брюллов К. П.
Распятие
1838
ГРМ
Апостол Андрей Первозванный
Брюллов К. П.
Апостол Андрей Первозванный
1843–1844
ГРМ
Апостол Иаков, брат Господень
Брюллов К. П.
Апостол Иаков, брат Господень
1843–1844
ГРМ
Апостол Петр
Брюллов К. П.
Апостол Петр
1843–1844
ГРМ
Апостол Петр
Брюллов К. П.
Апостол Петр
1843–1844
ГРМ
Апостол Симон
Брюллов К. П.
Апостол Симон
1843–1844
ГРМ
Апостол Филипп
Брюллов К. П.
Апостол Филипп
1843–1844
ГРМ
Апостол Филипп
Брюллов К. П.
Апостол Филипп
1843–1844
ГРМ
Апостолы Петр и Павел
Брюллов К. П.
Апостолы Петр и Павел
1843–1844
ГРМ
Бичевание Христа
Брюллов К. П.
Бичевание Христа
1843–1844
ГРМ
Голова Христа
Брюллов К. П.
Голова Христа
1843–1844
ГРМ
Евангелист Иоанн
Брюллов К. П.
Евангелист Иоанн
1843–1844
ГРМ
Евангелист Лука
Брюллов К. П.
Евангелист Лука
1843–1844
ГРМ
Евангелист Лука
Брюллов К. П.
Евангелист Лука
1843–1844
ГРМ
Евангелист Марк
Брюллов К. П.
Евангелист Марк
1843–1844
ГРМ
Евангелист Матфей
Брюллов К. П.
Евангелист Матфей
1843–1844
ГРМ
Летящий ангел
Брюллов К. П.
Летящий ангел
1843–1844
ГРМ
Мифологические сюжеты

К мифологическим сюжетам, дававшими возможность выразить проявление необузданных страстей в эффектных живописных решениях, Брюллов обращался на протяжении всей своей жизни.

 

Подробнее

Картина «Нарцисс, смотрящийся в воду», написанная в 1819 году, признана одной из лучших работ К. Брюллова периода учебы в Академии художеств. <...>

В небольшой ранней картине «Персей и Андромеда» (Конец 1810-х, Ж-3361) античный миф трактуется в духе романтической взволнованности, поздняя композиция «Смерть Лаокоона » (1846, Ж-5098) замечательна своей экспрессией, богатейшей ритмической палитрой и перспективно-пластической разработкой. <...> Здесь поздний Брюллов возвратился к теме, которая так занимала его в юности, что он сорок раз срисовывал знаменитую античную группу, вероятно, отыскивая в каждом варианте своеобразные акценты выразительности. Эскиз 1846 года трактует античный миф как пароксизм борьбы, в котором преступный жрец безуспешно пытается спасти детей своих и сам находит кончину. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 17

С 1839 по 1846 (?) год К. П. Брюллов работал над проектом росписи Пулковской обсерватории, построенной его братом архитектором А. П. Брюлловым в 1834–1839 годах. Художник задумал оформить купол как небесный свод, населенный античными богами, символизирующими светила. По-видимому, «Феб на колеснице» (1846 (?)) из собрания ГРМ — один из эскизов этой неосуществленной росписи. В. А. Кадочникова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 353.


Период:

Вид искусства:

Всего: 10
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Нарцисс, смотрящийся в воду
Брюллов К. П.
Нарцисс, смотрящийся в воду
1819
ГРМ
Персей и Андромеда
Брюллов К. П.
Персей и Андромеда
Конец 1810-х
ГРМ
Вакхическая группа
Брюллов К. П.
Вакхическая группа
1824
ГРМ
Беседа Нумы Помпилия с нимфой Эгерией
Брюллов К. П.
Беседа Нумы Помпилия с нимфой Эгерией
Между 1824 и 1828
ГРМ
Невинность оставляет землю
Брюллов К. П.
Невинность оставляет землю
1839
ГРМ
Диана, Эндимион и сатир
Брюллов К. П.
Диана, Эндимион и сатир
1830–1840-е
ГРМ
Спящая Юнона
Брюллов К. П.
Спящая Юнона
1840-е (не позднее 1845 ?)
ГРМ
Аполлон на колеснице
Брюллов К. П.
Аполлон на колеснице
1846
ГРМ
Смерть Лаокоона
Брюллов К. П.
Смерть Лаокоона
1846
ГРМ
Феб на колеснице
Брюллов К. П.
Феб на колеснице
1846 (?)
ГРМ
Исаакиевский собор

В собрании Русского музея хранится около 100 набросков, эскизов, этюдов, картонов для Исаакиевского собора. Работами над эскизами для росписей Исаакиевского собора Карл Брюллов был занят с 1843 по 1848 год. К сожалению, и из этих его начинаний ничего не было осуществлено в натуре собственноручно. Множество набросков и этюдов для фигур святых хранится в ГРМ и других музеях. Они составляют превосходную, самодостаточную коллекцию малого формата произведений, отличающихся, однако, торжественной монументальностью живописной трактовки. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 25.

Подробнее

Можно представить, как великолепно выглядело бы оформление Исаакиевского собора по замыслу Брюллова. Но случилось так, что он сделал роспись купола (не без участия Петра Басина). Другие изображения исполнялись по картонам Брюллова разными мастерами, в том числе в технике мозаики*. Так, кроме фрагментов в куполе, в Исаакиевском соборе не осталось и следа от красоты, виртуозности и мощи брюлловских фигур апостолов и евангелистов, композиции «Истязание Спасителя» и других. К счастью, темперамент Брюллова очевиден в рисунках для собора, как впрочем для росписи в куполе Пулковской обсерватории и других. Е. Н. Петрова. Рисунки и акварели Брюллова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 36-37.

* Подробнее об этом см.: Петрова Е. Н. Картоны К. П. Брюллова и П. В. Басина для Исаакиевского собора // Русская графика XVIII — первой половины XIX века. Новые материалы. Л., 1984.

Для Брюллова, блистательного рисовальщика и «композитора», не было никаких проблем воспроизвести по воображению любую сцену. Но в Исаакиевском соборе художнику предстояло писать не на плоскости холста, а в куполе и на парусах. К этой новой для себя задаче он подходит со всей серьезностью. В альбомах с набросками появляются зарисовки фасадов церквей (ГРМ, Р-15466, Р-15563 и другие), какие-то геометрические чертежи и арифметические подсчеты. Все эти приготовления нужны Брюллову, видимо, для уверенности, что он избежит ошибок в расположении фигур в перспективе и особых ракурсах. И далее художник бесконечно повторяет одни и те же мотивы, их фрагменты, отыскивая нужное положение фигур. Он внимательно отрабатывает каждую деталь, вплоть до кадила, которое держит ангел (ГРМ, Р-28795, 28756) или орла (ГРМ, Р-15059; 15457) — символа евангелиста Иоанна, рисуя отдельно клюв, крылья, птицу. Там же.


Период:

Вид искусства:

Всего: 32
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Апостол Андрей Первозванный
Брюллов К. П.
Апостол Андрей Первозванный
1843–1844
ГРМ
Апостол Иаков, брат Господень
Брюллов К. П.
Апостол Иаков, брат Господень
1843–1844
ГРМ
Апостол Петр
Брюллов К. П.
Апостол Петр
1843–1844
ГРМ
Апостол Петр
Брюллов К. П.
Апостол Петр
1843–1844
ГРМ
Апостол Симон
Брюллов К. П.
Апостол Симон
1843–1844
ГРМ
Апостол Филипп
Брюллов К. П.
Апостол Филипп
1843–1844
ГРМ
Апостол Филипп
Брюллов К. П.
Апостол Филипп
1843–1844
ГРМ
Апостолы Петр и Павел
Брюллов К. П.
Апостолы Петр и Павел
1843–1844
ГРМ
Бичевание Христа
Брюллов К. П.
Бичевание Христа
1843–1844
ГРМ
Евангелист Иоанн
Брюллов К. П.
Евангелист Иоанн
1843–1844
ГРМ
Евангелист Лука
Брюллов К. П.
Евангелист Лука
1843–1844
ГРМ
Евангелист Лука
Брюллов К. П.
Евангелист Лука
1843–1844
ГРМ
Евангелист Марк
Брюллов К. П.
Евангелист Марк
1843–1844
ГРМ
Евангелист Матфей
Брюллов К. П.
Евангелист Матфей
1843–1844
ГРМ
Летящий ангел
Брюллов К. П.
Летящий ангел
1843–1844
ГРМ
Летящий ангел
Брюллов К. П.
Летящий ангел
1843–1844
ГРМ
Летящий ангел с мечом
Брюллов К. П.
Летящий ангел с мечом
1843–1844
ГРМ
Святой Алексий на облаке, поддерживаемом ангелами
Брюллов К. П.
Святой Алексий на облаке, поддерживаемом ангелами
1843–1844
ГРМ
Бичевание Спасителя
Брюллов К. П.
Бичевание Спасителя
1843–1848
ГРМ
Богоматерь во славе в окружении святых
Брюллов К. П.
Богоматерь во славе в окружении святых
1843–1847
ГРМ

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: