Портрет Елизаветы Алексеевны
1800 (1?)
- Бумага, пастель. 54 х 45
- Ж-3895
Пост. в 1908 из собрания великого князя Сергея Александровича (дар великой княгини Елизаветы Федоровны)-
Сведения о реставрации:
Щукина Е.Ю., Русакова Н.И. (2007)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Императрица Елизавета Алексеевна (урожденная Луиза Мария Августа, принцесса Баденская; 1779-1826), дочь маркграфа Баденского Карла Людвига. В октябре приехала в Петербург, в сентябре 1793 приняла православие и вышла замуж за великого князя Александра Павловича. С 1801 – императрица. Занималась благотворительной деятельностью.
Состояние сохранности до реставрации:
Картина, выполненная пастелью на бумаге с масляным грунтом, поступила в реставрационную мастерскую, натянутой на глухой подрамник кромками, приклеенными к торцу подрамника животным клеем. Из-за значительной силы натяжения, возникшие напряжения привели к появлению разрывов (расколов) основы по верхнему краю, в углах и в центре нижнего края. Несколько фрагментов по краям разрывов имели тенденцию к выпадению. Ранее были предприняты попытки укрепления разрывов с тыльной стороны микалентной бумагой и пшеничным клеем без снятия экспоната с подрамника – это привело к появлению участка значительных деформаций с потертостями и утратами верхнего красочного слоя. По всей поверхности наблюдались следы многочисленных мелких пятен биопоражения («фоксингов»).
Комплекс выполненных мероприятий:
Для качественного укрепления разрывов и с целью ослабления напряжения необходимо было снять экспонат с подрамника. Снятие с подрамника производилось с постепенным ослаблением натяжения основы под действием паров (вода-спирт-глицерин) в камере и равномерным перфорированием кромок от углов к серединам сторон. Укрепление разрывов основы выполнено по традиционной методике реставрации экспонатов на бумажной основе: японской бумагой и пшеничным клеем. Работа осложнялась тем, что красочный слой внедрен в грунт, который состоит из свинцовых белил на масляном связующем, потерявшем эластичность, жестком и хрупком. Существовал известный риск того, что угловой и линейный горизонтальный кракелюр мог усилиться при увлажнении бумажной основы.
Экспонат был дублирован на японскую бумагу с помощью пшеничного клея, монтирование произведено на планшет с жестким покрытием кромками из японской бумаги. Для того, чтобы удалить следы биопоражений (мелкие темные пятна, особенно заметные на изображении лица), тонирование производилось методом заимствования авторского красочного слоя с краев. В местах утрат грунта и красочного слоя подводился реставрационный грунт для пастели фирмы“Lascaux”; утраты красочного слоя восполнялись пастельными карандашами.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 153.