Коллекция онлайн


Портрет Елизаветы Алексеевны

1800 (1?)


Императрица Елизавета Алексеевна (урожденная Луиза Мария Августа, принцесса Баденская; 1779-1826), дочь маркграфа Баденского Карла Людвига. В октябре приехала в Петербург, в сентябре 1793 приняла православие и вышла замуж за великого князя Александра Павловича. С 1801 – императрица. Занималась благотворительной деятельностью.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Картина, выполненная пастелью на бумаге с масляным грунтом, поступила в реставрационную мастерскую, натянутой на глухой подрамник кромками, приклеенными к торцу подрамника животным клеем. Из-за значительной силы натяжения, возникшие напряжения привели к появлению разрывов (расколов) основы по верхнему краю, в углах и в центре нижнего края. Несколько фрагментов по краям разрывов имели тенденцию к выпадению. Ранее были предприняты попытки укрепления разрывов с тыльной стороны микалентной бумагой и пшеничным клеем без снятия экспоната с подрамника – это привело к появлению участка значительных деформаций с потертостями и утратами верхнего красочного слоя. По всей поверхности наблюдались следы многочисленных мелких пятен биопоражения («фоксингов»).

Комплекс выполненных мероприятий:

Для качественного укрепления разрывов и с целью ослабления напряжения необходимо было снять экспонат с подрамника. Снятие с подрамника производилось с постепенным ослаблением натяжения основы под действием паров (вода-спирт-глицерин) в камере и равномерным перфорированием кромок от углов к серединам сторон. Укрепление разрывов основы выполнено по традиционной методике реставрации экспонатов на бумажной основе: японской бумагой и пшеничным клеем. Работа осложнялась тем, что красочный слой внедрен в грунт, который состоит из свинцовых белил на масляном связующем, потерявшем эластичность, жестком и хрупком. Существовал известный риск того, что угловой и линейный горизонтальный кракелюр мог усилиться при увлажнении бумажной основы.

Экспонат был дублирован на японскую бумагу с помощью пшеничного клея, монтирование произведено на планшет с жестким покрытием кромками из японской бумаги. Для того, чтобы удалить следы биопоражений (мелкие темные пятна, особенно заметные на изображении лица), тонирование производилось методом заимствования авторского красочного слоя с краев. В местах утрат грунта и красочного слоя подводился реставрационный грунт для пастели фирмы“Lascaux”; утраты красочного слоя восполнялись пастельными карандашами.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 153.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: