Портрет детей Жербиных: Ольги Ивановны (1839-1898), в замужестве Розенбах, и Федора Ивановича (1836-1903)
1850-1852
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Жербина (в замужестве Розенбах) Ольга Ивановна (1839–1898) — дочь М. И. Крыловой и ее второго мужа И. Ф. Жербина (1778–1840), коммерции советника, бывшего городского головы Петербурга, известного деятеля в области благотворительности. Падчерица С. С. Крылова. Впоследствии была замужем за генерал-адьютантом, генералом от инфантерии И. О. Розенбахом.
Жербин Федор Иванович (1836–1903) — брат О. И. Жербиной, воспитанник школы гвардейских прапорщиков, впоследствии генерал-лейтенант, член Государственной думы. Пасынок С. С. Крылова. Павел Федотов. СПб, 2015. С. 57.
Портретные работы кисти Федотова, на наш взгляд, могут и должны быть предметом специального, самостоятельного исследования. Отдельного восхищенного взгляда заслуживают детские портреты, почти сплошь созданные Федотовым около 1850 года. Более точная их датировка затруднена — и слава богу! Есть ощущение, что, создавая их, художник искал и находил возможности для незамутненного душевного отдохновения. Детские образы Федотова — квинтэссенция поэтического реализма, они хранят кристальную прозрачность и бесконечный лиризм. Этим своим настроем живописные сочинения Федотова на темы детства заметно отличаются от всего, что было создано в этом направлении до него, и, по существу, не знают аналогий в искусстве последующих периодов. В своих детских портретах мастер значительно более скупо, чем во «взрослых» и уж конечно в жанровых композициях, намечает интерьер: предметный мир окружения фиксируется двумя-тремя подробностями, достаточными, чтобы убедительно запечатлеть обстановку, отнюдь не исчерпывающую обстоятельства жизни (в отличие от традиционного портретного бытия «одеревеневшей» модели). <...> Это и заглубленные, как бы звучащие клавиши фортепьяно в «Портрете Надежды Жданович», общепризнанном шедевре Федотова, и празднично-цветные бабочки — предмет умилительно-серьезного внимания детей Жербиных, Ольги и Федора (Ж-4520). Тончайший и точнейший рисунок, прозрачная многослойность живописи — лучшие черты творческой манеры мастера — и еще некое «чуть-чуть» (талант и вдохновение!) создают и глубинность среды, и фактурное многообразие тканей платья и, главное, выражают характер и состояние, интересы и живые движения души… Григорий Голдовский. О Павле Андреевиче Федотове // Павел Федотов. СПб, 2015. С. 15.
На обороте и на подрамнике круглые печати с надписью: Жербинъ СПБ Мих. площ. соб. д.