Мастерская художника П. В. Басина
1833
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияИнтерьер
- Поделиться
За эту картину, написанную по заданной программе «изобразить внутренность мастерской художника с приличными принадлежностями и несколькими фигурами», Зеленцов получил звание академика. Экспонировалась на выставке ИАХ в 1833.
По сведениям Н. Н. Врангеля, существовали авторские повторения этого произведения.
Изображены слева направо: В. И. Григорович, П. К. Клодт, П. В. Басин, В. П. Лангер и натурщик. Живопись первой половины XIX века (А–И). СПб, 2002. С.197.
Григорович Василий Иванович (1786–1865) — критик, издатель «Журнала изящных искусств», с апреля 1829 — конференц-секретарь ИАХ. Живопись первой половины XIX века (А–И). СПб, 2002. С.115.
Клодт (Клодт фон Юргенбург) Петр Карлович (1805–1867) — барон, скульптор, автор известных монументальных работ. Закончил Петербургское артиллерийское училище. В 1828 вышел в отставку. С 1829 вольнослушатель ИАХ, учился у В. П. Екимова. 1833 — назначенный, 1838 — получил звание академика и литейного мастера за скульптуру «Лошадь с возничим». В 1837–1863 руководил «Литейным домом» ИАХ. С 1852 Академии Св. Луки в Риме, Берлинской АХ, Академии изящных искусств в Париже. С 1838 по 1867 преподавал В ИАХ; 1838 — профессор 2-й степени, 1848 — профессор 1-й степени, 1858 — заслуженный профессор. Живопись первой половины XIX века (А–И). СПб, 2002. С.197.
Лангер Валериан Платонович (1800? — после 1865) — соученик А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею, рисовальщик, график, иллюстратор книг, художественный деятель, многолетний сотрудник журнала «Северные цветы», для которого исполнял заставки и виньетки. Живопись первой половины XIX века (А–И). СПб, 2002. С.197.
Показать полный текстБасин Петр Васильевич (1793, Санкт-Петербург — 1877, там же) — живописец. Автор религиозных, исторических и пейзажных композиций, монументалист, гравер.
Сын петербургского чиновника. С 1811 посещал рисовальные классы при Академии художеств (далее ИАХ) как посторонний художник. В 1813 получил малую и большую серебряные медали. С 1816 занимался живописью у В. К. Шебуева. В 1818 за картину «Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих» был включен в число пенсионеров ИАХ для поездки в Италию. С 1819 по 1830 жил в Италии, где выполнил копии с ватиканских фресок Рафаэля «Изведение апостола Петра из темницы» (1827, Музей Академии Художеств), «Больсенская месса» (1828, там же) и копию с картины Доминикино «Причащение Св. Иеронима» (там же). Написал картины «Разбойник, похищающий девушку от ее матери», «Фраскатанские прачки», портреты М. Я. Нарышкиной и семьи князя С. И. Гагарина (ИРЛИ), С. Ф. Щедрина (ГТГ), а также ряд пейзажей. В 1830 вернулся в Петербург. В 1831 был признан академиком и зачислен в штат ИАХ. В 1836 получил звание профессора 2-й степени, в 1846 — 1-й степени, в 1856 — заслуженного; преподавал в ИАХ до 1869.
Совместно с А. П. Сапожниковым перевел на русский язык «Анатомию для живописцев и скульпторов» Ж. Дель-Медико (СПб, 1832). В 1832–1833 выполнил живописный плафон «Аполлон и музы» для Пименовского зала ИАХ, одновременно начал работу над убранством академической церкви Св. Екатерины, которую завершил в 1837. Участвовал в восстановительных работах в Зимнем дворце после пожара 1837: написал около 40 мифологических фигур (часть для Помпейской галереи), портреты И. И. Дибича-Забалканского и М. И. Кутузова-Смоленского (плафон фельдмаршальского зала), а также плафон «Вознесение Христа» для дворцовой церкви.
Выполнил композиции в Казанском соборе (1837–1839) — «Введение Богородицы во храм» (для алтаря), в Исаакиевском соборе (1843–1846, 1853–1856) — «Нагорная проповедь» (над южными дверьми), «Господь Саваоф, несомый ангелами» и «Взятие Богородицы на небо» (два плафона в куполах боковых приделов); закончил начатый К. П. Брюлловым купольный плафон «Ангелы, возносящие Богородицу на небо». Последней крупной работой художника стали эскизы и картоны к росписи тамбура главного купола храма Христа Спасителя в Москве (1867–1868), позднее осуществленной академиком живописи Н. А. Кошелевым под руководством Басина.
Живопись первой половины XIX века (А–И). СПб, 2002. С. 58.