Коллекция онлайн

1762, Москва – 1828, Санкт-Петербург

Портрет Павла I

1799


Павел I Петрович (20 сентября / 1 октября 1754, Санкт-Петербург − 12/24 марта 1801, Санкт-Петербург) − Единственный сын императора Петра III и императрицы Екатерины II. В 1762 году был объявлен наследником престола с титулом цесаревича. Получил блестящее образование, романтически верил в идеалы просвещенного абсолютизма, но критически относился к политике Екатерины II. На протяжении десятилетий томился в ожидании власти, узурпированной матерью. С 1796 года – император. Стремился к благу государства, но нередко действовал вопреки здравому смыслу. В 1797 году во время коронации в Москве обнародовал указ «Учреждение об императорской фамилии», устанавливавший наследование престола по праву первородства в мужском колене. Реформировал местное управление. Сузил права дворянства, допустив для него телесные наказания. Военные реформы коснулись не только обмундирования и вооружения, но и обучения, тактики офицеров и солдат. Ориентировался на прусскую военную систему. Стремясь уберечь Россию от революционных идей, запретил ввоз книг из Франции и ужесточил цезуру для русских изданий. В 1798 году принял титул Великого магистра ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Ордена госпитальеров), взяв его под свое покровительство. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года был убит заговорщиками в Михайловском замке, а по официальной версии – скончался от апоплексического удара (паралич).

Анна Метелкина. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 259.

Император изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, с орденами Святого Андрея Первозванного (лента и звезда), Святого Александра Невского (звезда), Святой Анны I-й степени (крест с бриллиантами) и Святого Иоанна Иерусалимского (крест и звезда).

Елена Столбова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 260.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Портрет поступил в реставрацию с очень жестким крупносетчатым кракелюром с приподнятыми краями, и жесткими изломами. Темный многослойный лак и скрытые им подлаковые загрязнения и записи искажали авторское цветовое решение. Кракелюр в процессе бытования неоднократно укреплялся, но холст из-за окисления и старения уже не справлялся с нагруженной лицевой стороной. Лаковое покрытие также периодически освежалось, наносились отдельные записи, что создало плотный поздний слой, зафиксировавший приподнятости. Изображение лица Императора было сильно поновлено по значительным потертостям, которые, скорее всего, появились от излишних протираний поверхности красочного слоя от пыли.  Записи носили характер «улучшения» и обновления изображения. Картина нуждалась в полном комплексе консервационно-реставрационных работ.

Комплекс проведенных мероприятий:

В процессе реставрации произведено сложное укрепление живописи с укладкой приподнятых изломов и кракелюра, для чего были применены методики, способствующие пластификации и облегчению работы с жестким чашеобразным кракелюром. Ослабленная в результате естественного старения основа портрета была дублирована на новый холст. Для восстановления прозрачности лаковых слоев проведена их регенерация. Расчистка красочного слоя от толстого лака и от подлаковых загрязнений позволила устранить поверхностное напряжение, вызывающее приподнятости кракелюра, раскрыть оригинальные цвета, убрать поздние записи. После дублирования, натяжки на новый подрамник, удаления лака и загрязнений, были выполнены тончайшие тонировки. Чтобы правильно восстановить авторскую трактовку живописи по потертостям на изображении лица был изучен целый ряд известных портретов Павла I, включая скульптурный бюст, созданный Шубиным Ф.И. После реставрации портрету возвращено авторское цветовое звучание, максимально восстановлена трактовка утраченных в процессе бытования черт лица.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 91.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: