КЛЁНОВА Ольга Юрьевна
Ведущий художник-реставратор высшей категории Отдела реставрации станковой масляной живописи
В 1974 году окончила Ленинградскую городскую детскую художественную школу. В этом же году поступила в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова на реставрационное отделение, которое окончила "с отличием" в 1978 году, получив специальность «художник-реставратор станковой масляной живописи».
С сентября 1981 года работает в Русском музее в мастерской реставрации масляной живописи.
В 1991 году одна из первых прошла стажировку в Институте реставрации им. Гамильтона Керра Кембриджского университета (Великобритания), в рамках программы по обмену опытом между реставраторами двух стран.
Показать полный текстВ 1987 году за "большой вклад в сохранение отечественного культурного наследия" О.Ю. Клёнова в составе группы реставраторов Русского музея была удостоена звания "Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства".
В 1988 году решением Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры СССР была присвоена квалификация художника-реставратора второй категории по станковой масляной живописи.
О.Ю. Клёнова – автор новых уникальных реставрационных методик по укреплению многослойной энкаустической живописи, удалению синтетических лаковых покрытий с поверхности масляной живописи, удаление укрепительных материалов с живописи на картинах с легкими эмульсионными грунтами, укреплению масляной живописи на стекле и др.
Глубокое изучение на протяжении многих лет техники живописи К.С. Малевича позволило ей принять участие и выступить с докладом на Международном научно-реставрационном семинаре, посвященном творчеству Казимира Малевича в Нью-Йорке (США) в 1991 году.
В 2004 году награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга".
В 2006 году за большой вклад в сохранение культурного наследия России была удостоена ведомственной награды "Почетная грамота Министерства культуры РФ".
Ведущий художник-реставратор Русского музея О.Ю. Клёнова в 2015 году была еще раз аттестована на высшую категорию уже новой государственной комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры Российской Федерации.
В 2009 году выполнила сложную реставрацию двух картин В.Л. Боровиковского "Портрет князя А.Б. Куракина", 1799 (Ж-5013) и "Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена", 1800 (Ж-5015).
В 2010 году завершила сложную реставрацию уникальной картины Д.Г. Левицкого «Портрет А.П. Левшиной» из знаменитой серии художника «Смолянки» 1775, (Ж-4988, размеры: 213 х 140,5 см).
С 2013 года – член Аттестационной комиссии (секция живописи) Министерства культуры Российской Федерации по проведению аттестации специалистов в области сохранения культурного наследия <..>, в области реставрации.
В 2015 году за большой вклад в сохранение культурного наследия России" была удостоена ведомственной награды - "Благодарность министра культуры Российской федерации".
В 2016 году принимала активное участие в реставрации уникальных живописных плафонов XVIII века из Летнего дворца Петра I в Петербурге. Выполнила полную реставрацию плафона неизвестного художника начала XVIII века "Триумф Петра I" (ЛД-50) и живописного медальона неизвестного художника начала XVIII века "Аллегория Азии" (ЛД-177).
В 2016 году выполнила реставрацию ряда портретов из собрания Русского музея. Среди наиболее сложных работ – полное раскрытие авторской живописи на уникальной картине Георга Христофора Гроота (1716-1749) "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевна с веером в руке, будущей императрицы Екатерины Великой". 1740-е. (Ж-5346).
В ряду отреставрированных О.Ю. Кленовой картин, такие шедевры отечественной живописи как, О.А. Кипренский «Портрет Князя Г. Гагарина ребенком», В. Кандинский (серия из четырех картин на стеклах) и Н.К. Калмаков «Женщина со змеями».
В 2018 году награждена почетным знаком II степени Правительства Санкт-Петербурга "Почетный реставратор Санкт-Петербурга" и премией Правительства Санкт-Петербурга "За вклад в развитие реставрационной отрасти в Санкт-Петербурге".
В 2018 году выполнила реставрацию картины И.И. Машкова "Дама с контрабасом" 1915 (Ж-10122), в 2019 году - сложную реставрацию портрета графа А.М. Дмитриева-Мамонова (1787 г.) художника М. Шибанова.
В 2019 году совместно с художниками-реставраторами М.Р. Дашкиным и Н.Е. Романовой выполнила сложную реставрацию картины М.В. Нестерова "Святая Русь". Редакцией газеты "The Art Newspaper Russia" реставрация этой работы была номинирована на премию за 2019 год в разделе "Реставрация года" (Long List).
Приобретенный и накопленный опыт и знания О.Ю. Кленова легко суммирует в тематических статьях и докладах. Среди ее опубликованных статей особенно хочется выделить такие, как: «Особенности творческого метода Казимира Малевича, выявленные в процессе реставрации» (1991 г.); «О живописи и реставрации» (1996 г.); «Реставрация картин из Лаврецовской коллекции в Государственном Русском музее» (1998 г.); «Особенности реставрации картин В. Кандинского на стеклянных основах» (2001 г.); «Реставрация энкаустической картины Н. Калмакова «Женщина со змеями»» (2001 г.); «Сложный путь к простому» о художественно-технологических приемах Казимира Малевича в период супрематизма (2002 г.); «Реставрация семи портретов из серии «Смолянки» Д.Г. Левицкого в Русском музее» (2007), "Об открытии новаторского художественного приема Левицкого в станковой живописи и суммарном анализе реставрационных работ, вернувших произведениям первоначальное великолепие" (2010 г.).
В 2022-2023 годах совместно с художником-реставраторами М. Р. Дашкиным выполнила сложную реставрацию картины Маковского К. Е. (1839-1915) «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» 1869, холст, масло, 215 х 321 см., инв. № Ж-4396.
В 2023-2024 годах участвовала в проекте по реставрации музейных предметов из Таганрогского художественного музея, пострадавших от взрыва ракеты.
В 2024 году руководит работами и активно участвует в сложной реставрации картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи" совместно с художниками-реставраторами М. Р. Дашкиным, Н. В. Данюком. А. А. Купцовым и А. Л. Макаровым.