Коллекция онлайн

Ведущий художник-реставратор высшей категории Отдела реставрации станковой масляной живописи

В 1974 году окончила Ленинградскую городскую детскую художественную школу. В этом же году поступила в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова на реставрационное отделение, которое окончила "с отличием" в 1978 году, получив специальность «художник-реставратор станковой масляной живописи». 

С сентября 1981 года работает в Русском музее в мастерской реставрации масляной живописи.

В 1991 году одна из первых прошла стажировку в Институте реставрации им. Гамильтона Керра Кембриджского университета (Великобритания), в рамках программы по обмену опытом между реставраторами двух стран.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

В 1987 году за "большой вклад в сохранение отечественного культурного наследия" О.Ю. Клёнова в составе группы реставраторов Русского музея была удостоена звания "Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства".

В 1988 году решением Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры СССР была присвоена квалификация художника-реставратора второй категории по станковой масляной живописи.

О.Ю. Клёнова – автор новых уникальных реставрационных методик по укреплению многослойной энкаустической живописи, удалению синтетических лаковых покрытий с поверхности масляной живописи, удаление укрепительных материалов с живописи на картинах с легкими эмульсионными грунтами, укреплению масляной живописи на стекле и др.

Глубокое изучение на протяжении многих лет техники живописи К.С. Малевича позволило ей принять участие и выступить с докладом на Международном научно-реставрационном семинаре, посвященном творчеству Казимира Малевича в Нью-Йорке (США) в 1991 году.

В 2004 году награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга".

В 2006 году за большой вклад в сохранение культурного наследия России была удостоена ведомственной награды "Почетная грамота Министерства культуры РФ".

Ведущий художник-реставратор Русского музея О.Ю. Клёнова в 2015 году была еще раз аттестована на высшую категорию уже новой государственной комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры Российской Федерации.

В 2009 году выполнила сложную реставрацию двух картин  В.Л. Боровиковского "Портрет князя А.Б. Куракина", 1799 (Ж-5013) и "Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена", 1800 (Ж-5015).

В 2010 году завершила сложную реставрацию уникальной картины Д.Г. Левицкого «Портрет А.П. Левшиной» из знаменитой серии художника «Смолянки» 1775, (Ж-4988, размеры: 213 х 140,5 см).

 С 2013 года – член Аттестационной комиссии (секция живописи) Министерства культуры Российской Федерации по проведению аттестации специалистов в области сохранения культурного наследия <..>, в области реставрации.

В 2015 году за большой вклад в сохранение культурного наследия России" была удостоена ведомственной награды - "Благодарность министра культуры Российской федерации".

В 2016 году принимала активное участие в реставрации уникальных живописных плафонов XVIII века из Летнего дворца Петра I в Петербурге. Выполнила полную реставрацию плафона неизвестного художника начала XVIII века "Триумф Петра I" (ЛД-50) и живописного медальона неизвестного художника начала XVIII века "Аллегория Азии" (ЛД-177). 

В 2016 году выполнила реставрацию ряда портретов из собрания Русского музея. Среди наиболее сложных работ – полное раскрытие авторской живописи на уникальной картине Георга Христофора Гроота (1716-1749) "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевна с веером в руке, будущей императрицы Екатерины Великой". 1740-е. (Ж-5346).

В ряду отреставрированных О.Ю. Кленовой картин, такие шедевры отечественной живописи как, О.А. Кипренский  «Портрет Князя Г. Гагарина ребенком», В. Кандинский  (серия из четырех картин на стеклах) и Н.К. Калмаков «Женщина со змеями».

В 2018 году награждена почетным знаком II степени Правительства Санкт-Петербурга "Почетный реставратор Санкт-Петербурга" и премией Правительства Санкт-Петербурга "За вклад в развитие реставрационной отрасти в Санкт-Петербурге".

В 2018 году выполнила реставрацию картины И.И. Машкова "Дама с контрабасом" 1915 (Ж-10122), в 2019 году - сложную реставрацию портрета графа А.М. Дмитриева-Мамонова (1787 г.) художника М. Шибанова.

В 2019 году совместно с художниками-реставраторами  М.Р. Дашкиным и Н.Е. Романовой выполнила сложную реставрацию картины М.В. Нестерова "Святая Русь". Редакцией газеты "The Art Newspaper Russia" реставрация этой работы была номинирована на премию за 2019 год в разделе "Реставрация года" (Long List).

Приобретенный и накопленный опыт и знания О.Ю. Кленова легко суммирует в тематических статьях и докладах. Среди ее опубликованных статей особенно хочется выделить такие, как: «Особенности творческого метода Казимира Малевича, выявленные в процессе реставрации» (1991 г.);  «О живописи и реставрации» (1996 г.);  «Реставрация картин из Лаврецовской коллекции в Государственном Русском музее» (1998 г.); «Особенности реставрации картин В. Кандинского на стеклянных основах» (2001 г.); «Реставрация энкаустической картины Н. Калмакова «Женщина со змеями»» (2001 г.); «Сложный путь к простому» о художественно-технологических приемах  Казимира Малевича в период супрематизма (2002 г.); «Реставрация семи портретов из серии «Смолянки» Д.Г. Левицкого в Русском музее» (2007), "Об открытии новаторского художественного приема Левицкого в станковой живописи и суммарном анализе реставрационных работ, вернувших произведениям первоначальное великолепие" (2010 г.).

В 2022-2023 годах совместно с художником-реставраторами  М. Р. Дашкиным выполнила сложную реставрацию картины Маковского К. Е. (1839-1915) «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» 1869, холст, масло, 215 х 321 см., инв. № Ж-4396.

В 2023-2024 годах участвовала в проекте по реставрации музейных предметов из Таганрогского художественного музея, пострадавших от взрыва ракеты.

В 2024 году руководит работами и активно участвует в сложной реставрации картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи" совместно с художниками-реставраторами М. Р. Дашкиным, Н. В. Данюком. А. А. Купцовым и А. Л. Макаровым.

Коллекция Русского музея
Период:

Всего: 16
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руке
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руке
Вторая половина 1740-х (?)
Портрет А. П. Левшиной
Портрет А. П. Левшиной
1775
Портрет архитектора Ю. М. Фельтена
Портрет архитектора Ю. М. Фельтена
1786
Вывеска Главной Иркутской соединенной американской компании
Вывеска Главной Иркутской соединенной американской компании
Около 1797
Портрет Павла I
Портрет Павла I
1799
Портрет князя А. Б. Куракина
Портрет князя А. Б. Куракина
1799
Портрет Павла I
Портрет Павла I
1800
Последний день Помпеи
Последний день Помпеи
1833
Старик-огородник
Старик-огородник
1882
Святая Русь
Святая Русь
1905
Женщина со змеями
Женщина со змеями
1909
Дама с контрабасом
Дама с контрабасом
1915
Амазонка в горах
Амазонка в горах
1918
Амазонка с голубыми львами
Амазонка с голубыми львами
1918
Белое облако
Белое облако
1918
Золотое облако
Золотое облако
1918

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: