Архангел Гавриил
1810
- Прессованный картон, масло. 298 х 126
- Ж-5788
Пост. в 1933 г. из Казанского собора, Ленинград-
Сведения о реставрации:
Романова Н.Е. (2014)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Состояние сохранности до реставрации:
Картина написана на толстом прессованном картоне, который со временем приобрел общую деформацию в виде «выпуклости». Края картона были сильно повреждены, расслаивались, имелись заломы по углам. Отслоения красочного слоя и грунта, а также частично верхнего слоя картона, создавали многочисленные полые пузыри. Участки приподнятого кракелюра создавали угрозу осыпей. Старые профилактические заклейки фиксировали наиболее аварийные участки поверхности. Обширные записи, сделанные в разное время, учитывая бытование иконы в соборе, были поновительскими и в значительной степени закрывали авторскую живопись. Они изменились в тоне и цвете и нарушали художественное восприятие произведения. Толстый лак и загрязнения между лаковыми слоями делали картину еще более темной.
Комплекс проведенных мероприятий:
Картонная основа была укреплена, заделаны прорывы и отверстия по краям, подклеены расслаивающиеся участки, в места полых пузырей и отставаний красочного слоя и грунта был подведен клей, поверхность была выровнена. После удаления стойких поверхностных загрязнений было выполнено послойное раскрытие. Наиболее сложным оказался участок в нижней части справа от фигуры, где складки и фон были полностью переписаны несколько раз. После удаления переписок открылась сплошная перегрунтовка участка, нанесенная масляной краской серого цвета. Пробные расчистки показали, что под перегрунтовкой лежат еще слой лака и записи, и только под ними находится авторский красочный слой. Авторский слой сильно потерт, но, тем не менее, после раскрытия позволяет восстановить авторское изображение складок. На завершающем этапе после удаления всех поздних слоев были сделаны тонировки в местах утрат. Участок сильных потертостей в нижней части был тонирован в технике «пуантель», что позволило восстановить авторский рисунок и сохранить воздушность и полупрозрачность фона, присущие авторской живописи.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 96.