- Главная
- Онлайн ресурсы
- Коллекция
- Справочные материалы
- Реставраторы
- Романова Н. Е.
РОМАНОВА Наталия Евгеньевна
Ведущий художник-реставратор высшей категории Отдела реставрации масляной живописи
В 1989 году окончила с отличием Ленинградское Художественное училище им. В.А. Серова по специальности «Реставрация и хранение произведений живописи», специализация – реставрация станковой масляной и темперной живописи.
С августа 1989 года работает в должности художника-реставратора масляной живописи мастерской реставрации масляной живописи Отдела реставрации музейных ценностей Русского музея. С апреля 2011 года - переведена на должность ведущего художника-реставратора.
Показать полный текстНакопленный за время работы в музее опыт и знания она с успехом применяет в реставрации произведений живописи из коллекции Русского музея. Только за последние годы ей отреставрированы такие шедевры отечественного искусства, как картина Д. Левицкого «Портрет Ржевской и Давыдовой», Г.И. Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», 1793, (Ж-5051, размеры 197 х 320 см), две работы Г. Угрюмова - «Архангел Гавриил» и "Архангел Михаил", 1810-е, (Ж-5789, размеры 298 х 126 см), картина Х. Гроота «Битая дичь», «Портрет Павла I» Ф. Боровиковского и атрибутированный недавно, как новая работа придворного художника Петра I Ивана Никитина «Портрет неизвестного молодого человека в голубом» и другие.
Совместно с заведующей мастерской реставрации масляной живописи Русского музея И.Н. Корняковой разработала уникальную методику и провела сложную операцию по удалению поврежденного переводного холста с большемерного произведения Г. Семирадского «Грешница» (размер 250 х 499 см) с последующим переводом на новый холст.
Имеет значительный опыт реставрации большемерных произведений, в том числе плафонов из собрания Государственного музея-заповедника «Петергоф» (ГМЗ) - Н.Х «Аллегория Славы», Н.Х. XVIII века «Утро, изгоняющее ночь» и живописного плафона Н.Х. XVIII века «Триумф Екатерины» из собрания Летнего Дворца Петра I (ГРМ). Участвовала в проекте по реставрации картин из Картинного дома в Ораниенбауме.
За время работы в Русском музее совершенствовала свой профессиональный уровень не только в консервации и реставрации произведений изобразительного искусства, но и в профессиональном копировании живописи с оригиналов. В частности, по договоренности между Русским музеем и Русской Православной Церковью (РПЦ) с целью возвращения в Русский музей картины Г.И.Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков», которая была выдана на временную выставку в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга еще в 1988 году, Н.Е. Романовой была в течение 6 месяцев выполнена живописная копия с оригинала этого произведения чуть меньше натуральной величины - 197 х 313 см. После этого живописная копия была торжественно подарена директором Русского музея В.А. Гусевым представителю РПЦ - Наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Назарию в торжественной обстановке в Мраморном дворце. Также по просьбе ГМЗ "Петергоф" в 2013 году Н.Е. Романова выполнила живописную уменьшенную копию с картины Русского музея «Портрет Великой Княгини Елены Павловны» художника Ж. Кур (1842 г.), которая сейчас находится в экспозиции Большого (Меньшиковского) дворца в Ораниенбауме.
В 2004 году награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
В 2009 году выполнила сложную реставрацию картин А.Г. Варнека "Портрет М.И. Варнек", 1816 г. (Ж-3317) и И.В. Бугаевского-Благодарного "Портрет Е.Х. Мокеевой", 1816 г. (Ж-3217).
В 2010 году завершила сложную реставрацию уникальной картины Д.Г. Левицкого «Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой» 1772 (Ж-65, размеры: 161 х 103) из знаменитой серии художника «Смолянки».
В 2012 году выполнила сложную реставрацию картины неизвестного художника XVIII века "Великодушие Сципиона Африканского" (Ж-10210).
В 2014-2015 годах, совместно с художниками-реставраторами Александром Мининым и Маратом Дашкиным, выполнила сложную реставрацию уникальной большемерной картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил", 1810 (Ж-5789, размеры 298 х 126 см).
2015 году была аттестована на высшую категорию новой государственной комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры Российской Федерации.
С 2016 года - член государственной Аттестационной комиссии (секция станковой живописи) Министерства культуры Российской Федерации по проведению аттестации специалистов в области сохранения культурного наследия <...>, в области реставрации.
В 2016 году принимала активное участие в работах по реставрации уникальных живописных плафонов XVIII века из Летнего дворца Петра I в Петербурге. Совместно с реставратором масляной живописи М.Р. Дашкиным провела полную реставрацию плафона Г. Гзелля "Триумф Екатерины" (ЛД-328) 410 х 304 см.
В 2016 году за большой вклад в сохранение культурного наследия России" была удостоена ведомственной награды - "Благодарность министра культуры Российской федерации".
В 2017 году совместно с художниками-реставраторами М.Р. Дашкиным и М.Е. Солдатенковой выполнила сложную реставрацию картины Вильгельма Александровича Котарбинского (1848-1921) «Оргия» (Ж-5737, размер 300 х 500 см). Редакцией газеты "The Art Newspaper Russia" реставрация этой работы была номинирована на премию за 2017 год в разделе "Реставрация года" (Long List).
В 2018-2019 гг. в рамках реставрационной подготовки художественных произведений для выставки "Император Николай I" выполнила ряд сложных реставраций нескольких картин. Среди них - портрет императора Николая I художника Василия Голике и портрет великого князя Михаила Павловича (Ж-4597) художника Джорджа Доу.
В 2019 году совместно с художниками-реставраторами М.Р. Дашкиным и О.Ю. Кленовой выполнила сложную реставрацию картины М.Ю. Нестерова "Святая Русь" (Ж-1850). Редакцией газеты "The Art Newspaper Russia" реставрация этой работы была номинирована на премию за 2019 год в разделе "Реставрация года" (Long List).
В 2018-2019 гг. в рамках подготовки выставки "Художники Бельские" в Русском музее выполнила сложную реставрацию 20 произведений живописи. В частности - картины Ивана Бельского "Восхождение Богоматери на небо".
В 2023-2024 годах участвовала в проекте по реставрации музейных предметов из Таганрогского художественного музея, пострадавших от взрыва ракеты.
31 июля 2024 года уволилась из Русского музея.