Голова женщины
1840-е
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Федор Михайлович Славянский (1817–1876) был крепостным помещицы А. Н. Семенской из деревни Вышково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В 1838 начал учебу в школе Венецианова, через год, благодаря хлопотам учителя, получил свободу. С 1840 посещал ИАХ как вольнослушатель, параллельно продолжая заниматься у Венецианова.
Н. К. Милюков считал картину работой Григория Сороки: «Его Сороки кисти принадлежит несколько картин, находящихся в Русском музее Александра III; таковы: голова русской женщины, грозящей пальцем (картина эта долгое время находилась у моей матери)…» (Милюков Н. Мелкие заметки о Григории Сороке // Старые годы. 1916. Январь-февраль. С. 95).
В Русский музей картина поступила как произведение Федора Михайловича Славянского. К. В. Михайлова, ссылаясь на отсутствие в учетных документах Русского музея подтверждения версии Н. К. Милюкова, включила упомянутую им «Голову русской женщины» в перечень произведений Сороки, местонахождение которых неизвестно (Каталог выставки 1975. С. 97). Стилистическое сравнение «Головы женщины» с работами Г. В. Сороки не обнаруживает близких аналогий. Все известные нам портреты Сороки написаны на холсте, все невелики по размеру. Единственный сопоставимый по масштабу «Автопортрет» Сороки существенно отличается по живописной манере. Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 52.