Ленин Алексей Никифорович (? –1707). Cын московского дворянина Никифора Леонтьевича Ленина. С 1693 — стряпчий, в 1696 в качестве стряпчего принимал участие во Втором Азовском походе, с 1702 был стряпчим «в началных людех» и в 1707 «умре».
Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 125.
Опубликованный впервые в альманахе «Художественные сокровища России» за 1903 год "портрет двух шутов" долгие годы не имел имен изображенных. Только в 1965 году его соотнесли с двойным портретом, вошедшим в опись Преображенского дворца 1739 года (согласно «Описи» Преображенского дворца, в Передней находилась «картина Алексея Ленина с хлопцом»), и вернули ему первоначальное название (Молева, Белютин. С. 14). Существовало мнение, что этот хлопец — калмык, поэтому в литературе произведение иногда называют «Портретом Алексея Ленина с калмыком». "Хлопец" пострижен в скобку как дворовый человек, но неожиданно одет в черную рясу поверх темно-зеленого кафтана. Однако технологическое исследование позволило установить, что одеяние калмыка и фон портрета полностью переписаны. В руке "калмыка" бутыль. Поэтому, по мнению исследователя, этот портрет легко вписывается во «всепьянейшую» серию. Е. И. Гаврилова конкретизировала определение персонажа, обнаружив в Боярских книгах упоминание об Алексее Никифоровиче Ленине, бывшем в 1693 году стряпчим «в началных людех» и в 1707 году «умре». (Гаврилова 1975. С.53-54). Следовательно, портрет мог быть написан не позднее этого времени.
Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 33.
«Преображенская серия» — редчайший памятник раннего светского искусства в России. Ее персонажей традиционно называли изображениями шутов Петра I. Наименование «Преображенская серия» было предложено Н. М. Молевой и Э. М. Белютиным и возникло в связи с обнаруженной авторами описью Преображенского дворца под Москвой 1739 года, в которой значились портреты («персоны») Якова Федоровича Тургенева, Андрея Бесящего, Матвея Филимоновича Нарышкина, а также «картина Алексея Ленина с хлопцем». Ближайшие сподвижники Петра времени «начала славных дел», они были участниками уникального объединения. Составленные самим царем документы свидетельствуют, что называлось оно «Всепьянейшим сумасброднейшим собором всешутейшего князь-папы». Исследователи единодушно относят начало «соборов» к концу 1680-х — началу 1690-х годов.
Основу серии составляют восемь портретов, исследователи дополнили ее портретом «первого российского солдата» Сергея Леонтьевича Бухвостова. Однако, судя по всему, портретов было не менее одиннадцати, в описи 1739 года значились еще «Персона Князя Федора Юрьевича Ромодановского», «Персона Никиты Моисеевича Зотова», «Персона Ивана Ивановича Бутурлина», «Персона дурака Тимохи», местонахождение которых неизвестно.
Считается, что серия создавалась для Нового дворца, построенного в 1692 году на берегу Яузы близ солдатских дворов Преображенского полка. Портреты находились там, видимо, до последней четверти XVIII века, а когда дворец обветшал, были перевезены в Петербург, хранились в собрании Императорского Эрмитажа, а затем были переданы в Гатчинский дворец.
В 1929 году почти вся «Преображенская серия» поступила в Русский музей, но два года спустя портреты стольника И. А. Щепотева и неизвестного в коричневой шубе переданы из ГРМ в ГТГ.
Основным для датировки всех известных портретов серии считается следующий исторический факт: изображения бородатых персон (Тургенева, Нарышкина или Веригина) могли быть исполнены до 26–30 августа 1698 года, когда вернувшийся из-за границы Петр стал собственноручно стричь бороды своим боярам, собравшимся для встречи царя в том же Преображенском дворце. Таким образом, наиболее вероятна датировка серии — 1690-е годы (до 1698). Большинство исследователей считают, что портреты серии были написаны русскими мастерами, живописцами Оружейной палаты, услугами которых Петр пользовался особенно широко именно в 1690-х — начале 1700-х годов. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 23.
Имена изображенных длительное время оставались неизвестными. Однако, согласно «Описи» Преображенского дворца, в Передней находилась «картина Алексея Ленина с хлопцом». Эту запись соотнесли с давно известным двойным портретом из собрания Русского музея и доказательно идентифицировали только в 1960-е годы. Совсем недавно по документам было установлено, что А. Н. Ленин с 1702 года был стряпчим «в началных людех» и в 1707 году «умре». Следовательно, портрет мог быть написан не позднее этого времени. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 105.