Кабинет дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова
1844
- Холст, масло. 54 x 65
- Ж-5182
Пост. в 1913 из имения Милюковых-Красенских Островки через Д. В. Стасова
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияИнтерьер
- Поделиться
На картине изображен кабинет дома помещиков Милюковых в усадьбе Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Сидящий на диване мальчик — Конон Милюков (1835–1871), третий сын Николая Петровича и Аграфены Кононовны Милюковых (Ж-6441). Возраст мальчика и число «1844», отложенное на конторских счетах, стали основанием для датировки произведения.
Среди украшающих кабинет картин узнается пейзаж Григория Сороки «Флигель в Островках» (Ж-9189). При этом окна флигеля имеют характерную узкую форму с одной горизонтальной перекладиной, аналогичную окнам кабинета. Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 40.
Милюков Конон Николаевич (1835–1871) — третий сын Николая Петровича Милюкова и Аграфены Кононовны (также урожденной Милюковой). Воспитывался дома. В 1853 вступил в службу в лейб-гвардии Семеновский полк унтер-офицером. В 1860 переведен в Конную артиллерийскую облегченную № 11 батарею с чином поручика. В 1863 назначен в Главное артиллерийское управление. В 1866 переведен в седьмой гусарский белорусский полк ротмистром тогда же «уволен по домашним обстоятельствам от службы майором с мундиром». Был женат на купеческой дочери Александре Васильевне Павловой, имел сына Николая и дочь Агриппину Жил в селе Маковищи Вышневолоцкого уезда. Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 29.
Важным событием на пути «открытия» имени Григория Сороки стало приобретение Русским музеем живописного интерьера «Комната в усадьбе» в 1913 году. Хвалебная публикация в музейном отчете* привлекла внимание Николая Кононовича Милюкова (1866–1929), который опознал кабинет своего деда, Петра Николаевича, и поделился информацией, позволявшей более точно датировать картину**. Хотя ее автора Н. К. Милюков не знал и по мастерству исполнения предлагал приписать интерьер кисти А. Г. Венецианова, он озаботился сбором сведений о никому не известном крепостном художнике своего разветвленного рода. Спустя два года им были опубликованы первые биографические данные Григория Сороки и перечислены известные на тот момент произведения***. Л. В. Вихорева. Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864 // Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 5.
* Нерадовский П. Новые приобретения Русского музея императора Александра III // Старые годы. 1914, февраль. С. 3–6.
** Милюков Н. К. Письмо в редакцию // Старые годы. 1914, июнь. С. 55–56.
*** Милюков Н. Мелкие заметки о Григории Сороке // Старые годы. 1916, январь-февраль. С. 94–96.
На картине изображен кабинет помещика Н. П. Милюкова, который был владельцем крепостного живописца. В глубине помещения два окна. Через их проемы, за которыми видны тверские просторы, в кабинет проникает свет. Весь кабинет мы видим с позиции человека, сидящего за письменным столом. На столе — различные предметы. Деловая проза — часы, счеты, ножницы, печать и бумаги. Рядом — модная романтика: череп — символ бренности жизни, пресс-папье с фигурой Наполеона. За предметами угадывается хозяин дома — аккуратный и педантичный помещик. Оживляет пространство кабинета фигура сидящего на диване мальчика с книгой в руках — Конона Милюкова, сына хозяина поместья.
Милюков Конон Николаевич (1835–1871) — третий сын Николая Петровича Милюкова и Аграфены Кононовны (также урожд. Милюковой). Воспитывался дома. В 1853 вступил в службу в лейб-гвардии Семеновский полк унтер-офицером. В 1860 переведен в Конную артиллерийскую облегченную № 11 батарею с чином поручика. В 1863 назначен в Главное артиллерийское управление. В 1866 переведен в седьмой гусарский Белорусский полк ротмистром, тогда же «уволен по домашним обстоятельствам от службы майором с мундиром». Был женат на купеческой дочери Александре Васильевне Павловой, имел сына Николая и дочь Агриппину. Жил в селе Маковищи Вышневолоцкого уезда.
На письменном столе, занимающем передний план интерьера, пресс-папье с надписью: Н П 1838го Апрјля 20. На лежащих там же конторских счетах откинуто число 1844, что наряду с возрастом мальчика, сидящего на диване (К. Н. Милюкова), явилось основанием для датировки картины.