Коллекция онлайн

Художник конца XVII - начала XVIII в.

Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева

Не ранее 1710

  • Холст, масло. 308 х 346
  • Ж-5798

  • Пост. в 1926 из Шереметевского дворца-музея, Ленинград


Шереметев Борис Петрович (1652–1719) — государственный деятель, полководец и дипломат, фельдмаршал, сподвижник Петра I. Участвовал в первом Азовском походе (1695) за выход к Азовскому морю. Во время Северной войны за выход к Балтийскому морю (1700–1721) одержал первые победы над шведскими войсками (1702), овладел Дерптом, Нарвой (1704) и Ригой (1710). В Полтавском сражении (1709) командовал центром русской армии. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 44-45.

Шереметев Борис Петрович (25 апреля 1652 — 17 февраля 1719) — государственный деятель, полководец и дипломат. В 1682 пожалован в бояре. Участвовал в первом Азовском походе. Ближайший сподвижник Петра Великого; участник всех важнейших сражений Северной войны (Дерпт, Нарва, Рига). С 1701 — генерал-фельдмаршал. Первый российский граф (1706). В Полтавском сражении командовал центром русской армии. Петр I называл Шереметева своим Тюренном и высоко ценил за бескорыстие. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 126.

Изображен в латах и треуголке; в руке фельдмаршальский жезл; с орденами св. Андрея Первозванного (лента и звезда) и св. Иоанна Иерусалимского (командорский крест и звезда).

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Слева вверху не полностью сохранившаяся надпись с подписью: …sucii … Sacra … avius … ajcsuals … nulit Excel … issimus comes … vis … alcuore … campi J ulsehollus sua Hen…, … irca … or … ina … abili comisso 27. jun … Exercita ipsum … g … Svecia al … ate gimshom Equitatus al … mi … ducens … oovtust victoriam in Cujusmen … m circa … m vo … ohs Livonia Rigae d. di … amicabiliteva … cepta et 4. Julii feliciter Fin…i … isam effigiem deliniari Pecit … shis … cvheff eo ipse die finivit a … un … as dium … mein occupab … Riga m. … Karl Schurmann pictor ducalis curl…

Надпись и подпись уточнены Г. Н. Голдовским и К. В. Малиновским.

Происходит из собр. графов Шереметевых, в 1905 находился в Фонтанном дoме и экспонировался на Таврической выст. (Петербург 1905) как работа И. П. Аргунова (Кат. Таврической выст.,№ 47, с. 8). В 1938 Г. Е. Лебедев приписал портрет Шурманну (Лебедев 1938, с. 116). Однако В. К. Станюкович, автор статьи „Крепостные художники дома Шереметевых XVIII века“ (1939. Рукопись. Научный архив Останкинского музея, № 241, с. 60–61), и Т. А. Селинова, автор монографии о творчестве И. П. Аргунова, сомневались и в авторстве портрета, и в самом существовании художника, поскольку в списках живописцев графов Шереметевых имени Шурманна обнаружить не удалось. Новое прочтение подписи лишает подобные поиски всякого основания. В этой связи не выдерживает критики и датировка Т. А. Селиновой портрета второй половиной XVIII в. (Селинова 1973, с.114). Подпись Karl Schurmann pictor ducalis сurl... определенно указывает на то, что Шурманн был живописцем герцога Курляндского. В период написания портрета (1710) герцогом Курляндским был муж Анны Иоанновны Фридрих Вильгельм, после смерти которого в 1711 курляндский престол унаследовал герцог Фердинанд. Живопись. XVIII в.  Каталог. Т. 1. СПб, 1998. С. 178.

В 1905 портрет находился в Фонтанном доме графов Шереметевых и экспонировался на Таврической выставке как работа И. П. Аргунова. Впоследствии портрет приписали Шурманну, хотя некоторые исследователи сомневались в самом существовании такого художника. Прочитанная недавно подпись на портрете — «Karl Schurmann pictorducalis curl <…>» — указывает, что во время осады Риги в 1710 году Карл Шурманн был живописцем герцога Фридриха Вильгельма Курляндского, будущего мужа Анны Иоанновны.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: