Коллекция онлайн

Неизвестный художник
Школа Оружейной палаты

Портрет князя Михаила Федоровича (?) Жирового-Засекина

Не позднее 30 августа 1698

  • Холст, масло. 85 х 72,5
  • Ж-6340

  • Пост. в 1929 из Гатчинского дворца-музея; ранее – Гатчинский дворец; ИЭ; Новый Преображенский дворец (?) под Москвой


Жировой-Засекин Михаил Федорович (? – не позднее 1707). Cтольник (с 1693), с 1706 – окольничий. Один из участников «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы». Вместе с братом Василием Федоровичем участвовал в Кожуховском походе 1694 года.  Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 125.

Экспонировался на выставке 1870 года как портрет Ивана Абрамовича Жирового-Засекина – шута, пожалованного за придворную службу в дворяне. Однако наиболее вероятными кандидатурами следует считать Никиту Михайловича Жирового-Засекина или князя Михаила Федоровича Жирового-Засекина, поскольку он принимал участие в мероприятиях Всешутейшего собора с титулом «преосвященного Мисаила». Наличие бороды также позволяет датировать портрет не позднее 30 августа 1698 года.  Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 98.

«Преображенская серия» — редчайший памятник раннего светского искусства в России. Ее персонажей традиционно называли изображениями шутов Петра I. Наименование «Преображенская серия» было предложено Н. М. Молевой и Э. М. Белютиным и возникло в связи с обнаруженной авторами описью Преображенского дворца под Москвой 1739 года, в которой значились портреты («персоны») Якова Федоровича ТургеневаАндрея БесящегоМатвея Филимоновича Нарышкина, а также «картина Алексея Ленина с хлопцем». Ближайшие сподвижники Петра времени «начала славных дел», они были участниками уникального объединения. Составленные самим царем документы свидетельствуют, что называлось оно «Всепьянейшим сумасброднейшим собором всешутейшего князь-папы». Исследователи единодушно относят начало «соборов» к концу 1680-х — началу 1690-х годов.

Основу серии составляют восемь портретов, исследователи дополнили ее портретом «первого российского солдата» Сергея Леонтьевича Бухвостова. Однако, судя по всему, портретов было не менее одиннадцати, в описи 1739 года значились еще «Персона Князя Федора Юрьевича Ромодановского», «Персона Никиты Моисеевича Зотова», «Персона Ивана Ивановича Бутурлина», «Персона дурака Тимохи», местонахождение которых неизвестно.

Считается, что серия создавалась для Нового дворца, построенного в 1692 году на берегу Яузы близ солдатских дворов Преображенского полка. Портреты находились там, видимо, до последней четверти XVIII века, а когда дворец обветшал, были перевезены в Петербург, хранились в собрании Императорского Эрмитажа, а затем были переданы в Гатчинский дворец.

В 1929 году почти вся «Преображенская серия» поступила в Русский музей, но два года спустя портреты стольника И. А. Щепотева и неизвестного в коричневой шубе переданы из ГРМ в ГТГ.

Основным для датировки всех известных портретов серии считается следующий исторический факт: изображения бородатых персон (Тургенева, Нарышкина или Веригина) могли быть исполнены до 26–30 августа 1698 года, когда вернувшийся из-за границы Петр стал собственноручно стричь бороды своим боярам, собравшимся для встречи царя в том же Преображенском дворце. Таким образом, наиболее вероятна датировка серии — 1690-е годы (до 1698). Большинство исследователей считают, что портреты серии были написаны русскими мастерами, живописцами Оружейной палаты, услугами которых Петр пользовался особенно широко именно в 1690-х — начале 1700-х годов. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 23.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: