Коллекция онлайн

1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Троица ветхозаветная

(из иконостаса Троице-Петровского собора). 1755 - 1756


«Целование Елизаветы» и соответственно расположенная в южной части ряда «Троица» хорошо «поддерживают» иконы среднего, праздничного ряда. Светлана Моисеева. Образа из иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт–Петербурге // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 49.

Деревянная церковь Святой Троицы была заложена через четыре с половиной месяца после основания города — первого октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы <ныне — Троицкая площадь на Петроградской стороне Санкт-Петербурга>. <...> В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкого собора было разобрано, и к 1746 году возведен новый «безо всякой перемены» храм, освященный в мае того же года. Иконостас был исполнен Иваном Вишняковым, Алексеем Антроповым и Петром Семеновым. В 1750 году он сгорел дотла. Его восстановление под руководством следовавшего старым планам Ф.-Б. Растрелли осуществил архитектор С. А. Волков. Первого июня 1756 года возрожденный храм был вновь освящен. <...> В 1933 году ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры был снесен, и в августе того же года все двадцать семь образов иконостаса переданы в Русский музей. Светлана Моисеева. Образа из иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт–Петербурге // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 45-46.

В Русском музее хранится весь комплекс икон Троицкой церкви — 28 сюжетов. Из них с именем Ивана Вишнякова в результате документального, сравнительного стилистического и технико-технологического исследования с большой долей уверенности можно связать семнадцать образов. <...> В некоторых работах очевидно характерное для барочных иконостасов Петербурга влияние гравюр с западноевропейских оригиналов.

В процессе подготовки к экспонированию произведения подверглись реставрации: удалены загрязнения, позднейшие записи, слои разложившегося лака. Иконографические и живописные достоинства полотен уникального иконного цикла стали очевиднее. Образа иконостаса Троицкого собора (или Троицкой соборной церкви) представляют собой ценнейший памятник русской живописи середины XVIII века. Несомненно их высокое историко-культурное значение, в том числе и как характерного примера деятельности живописной команды Канцелярии от строений — важного феномена художественной жизни новой русской столицы. И, разумеется, как бесспорное доказательство высокого, индивидуально окрашенного таланта «живописных дел мастера» — яркого и своеобразного художника Ивана Яковлевича Вишнякова. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 14.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Икона поступила в мастерскую после возвращения из Свято-Троицкого Измайловского собора, сильно пострадавшего во время пожара 2006 года. Холст в нескольких местах был прожжен углями с тыльной стороны. Старое дублирование, выполненное в конце 30-х годов ХХ века, требовало замены. Лицевая сторона была сильно загрязнена и покрыта толстым слоем жирной копоти и пыли. В результате физико-химических исследований выяснилось, что красочный слой пострадал от старых поновительских реставраций, о которых свидетельствовали слои записей, полностью перекрывавшие изображения неба и позема. Сильно были прописаны фигуры и «натюрморт» на столе.

Комплекс проведенных мероприятий:

Икона нуждалась в проведении полного комплекса реставрационных работ, включая передублирование основы. В процессе раздублирования открылся прорыв авторского холста, заклеенный с лицевой стороны заплатой и покрытый записью. Заплата была удалена и сделана вставка в границах утраты, после чего выполнено дублирование на новый холст. После консервационных мероприятий экспонат был натянут на предварительно отремонтированный исторический подрамник. Удален толстый слой темной копоти, возникшей в результате пожара. В ходе пробных раскрытий выявлены и затем удалены слои разновременных записей. Также удалены несколько слоев лака с межлаковыми загрязнениями. Нижний слой авторского лака был утоньшен при постоянном контроле видимой люминесценции УФ-лучей. Из-под потемневших слоев записей и лака открылось большое количество утрат и потертостей красочного слоя, которые были затонированы. Открылся авторский цвет позема и неба, изменилось авторское написание букв, рисунок складок одежд. После реставрации икона покрыта лаком. Весь ее колорит стал светлее и насыщеннее.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 151.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: