Иконостас Троицко-Петровского собора в Санкт-Петербурге
Деревянная церковь Святой Троицы была заложена через четыре с половиной месяца после основания города — первого октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы (<ныне — Троицкая площадь на Петроградской стороне Санкт-Петербурга>). <...> В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкого собора было разобрано, и к 1746 году возведен новый «безо всякой перемены» храм, освященный в мае того же года. Иконостас был исполнен Иваном Вишняковым, Алексеем Антроповым и Петром Семеновым. В 1750 году он сгорел дотла. Его восстановление под руководством следовавшего старым планам Ф.-Б. Растрелли осуществил архитектор С. А. Волков. Первого июня 1756 года возрожденный храм был вновь освящен.
<...> Около 150 лет здание собора, перекрытое характерным приземистым куполом с луковичной главкой, было одной из главных достопримечательностей столицы. В феврале 1913 года огонь вновь повредил купол, крышу и колокольню. Спасенные образа иконостаса с 1914 по 1926 год находились во временной деревянной церкви, точной копии горевшей, которая была разобрана в 1927 году. В этот же период иконы прошли частичную реставрацию и поновление.
В 1924–1926 годах собор был восстановлен как историческая святыня и снова открыт для верующих. В нем хранилось знамя, сопровождавшее Петра I во время Азовских походов, а также другие исторические реликвии, в частности, напрестольное Евангелие 1698 года, переданное из Успенского собора Московского Кремля (ныне — ГРМ). В 1933 году ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры был снесен, и в августе того же года все двадцать семь образов иконостаса переданы в Русский музей.
В Русском музее хранится весь комплекс икон Троицкой церкви — 28 сюжетов. Из них с именем Ивана Вишнякова в результате документального, сравнительного стилистического и технико-технологического исследования с большой долей уверенности можно связать семнадцать образов. <...> В некоторых работах очевидно характерное для барочных иконостасов Петербурга влияние гравюр с западноевропейских оригиналов.
В процессе подготовки к экспонированию произведения подверглись реставрации: удалены загрязнения, позднейшие записи, слои разложившегося лака. Иконографические и живописные достоинства полотен уникального иконного цикла стали очевиднее. Образа иконостаса Троицкого собора (или Троицкой соборной церкви) представляют собой ценнейший памятник русской живописи середины XVIII века. Несомненно их высокое историко-культурное значение, в том числе и как характерного примера деятельности живописной команды Канцелярии от строений — важного феномена художественной жизни новой русской столицы. И, разумеется, как бесспорное доказательство высокого, индивидуально окрашенного таланта «живописных дел мастера» — яркого и своеобразного художника Ивана Яковлевича Вишнякова. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 14.
Впервые краткие сведения об этих произведениях были опубликованы в каталоге живописи ГРМ 1980 года. Следует отметить, что уже тогда, разделенные на группы, они вошли в каталог как произведения разных авторов*. Высокие художественные достоинства отдельных образов позволяли предположить участие в создании иконостаса кого-то из известнейших русских мастеров середины XVIII столетия. В «Словаре художников, в XVIII веке писавших в императорских дворцах» А. И. Успенского удалось обнаружить информацию о том, что последнее по времени строительство Троицкого собора состоялось в 1754–1755 годах, и что иконостас для него писали живописных дел мастер Иван Яковлевич Вишняков и живописец Дмитрий Михайлов**. Светлана Моисеева. Образа из иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт–Петербурге // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 45-46.
* Государственный Русский музей. Живопись. XVIII–XX веков / Каталог. Л., 1980. № 7131–7133; 7135–7136; 7138–7146; 7172–7183
** Словарь художников, в XVIII веке писавших в императорских дворцах // Успенский А. И. Императорские дворцы: В 2 т., в 3 кн. Т. I. С. 46–47, 122.
В монографии об И. Я. Вишнякове, изданной в 1979 году, Т. В. Ильина процитировала некоторые документы о Троицком иконостасе, но о самих иконах ничего не говорилось и их местонахождение не указывалось*.
О Троицком соборе существует достаточно обширная литература, однако авторы иконостаса не назывались ни в обстоятельном «Описании Троицко-Петровского собора на Петербургской стороне», сделанном его старостой В. А. Платоновичем в 1890 году, ни в книге Г. А. Немирова «Троицкий собор на Петербургской стороне», изданной в 1903 году, ни в первом томе трехтомного труда В. В. Антонова и А. В. Кобака «Святыни Санкт–Петербурга»**. В свою очередь, работы И. Я. Вишнякова подобного плана считались утраченными вплоть до начала 2000 годов, когда автором настоящей статьи впервые были соотнесены произведения из фондов Русского музея и документы Канцелярии от строений***. Там же. С. 46.
* Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. М., 1979. С. 74–76, 86.
** Платонович В. А. Описание Троицко-Петровского собора на Петербургской стороне. СПб, 1890; Немиров Г. А. Троицкий собор на Петербургской стороне. СПб, 1905; Антонов В. В., Кобак А. В. Указ. соч.
*** Моисеева С. В. К вопросу об авторах образов иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт-Петербурге // Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004. С. 155–161.
Судя по сохранившейся гравюре, иконы располагались во втором ряду трехъярусного иконостаса, сооруженного в храме, заново отстроенном после пожара 1750 года. Поручение написать «в новопостроенную Троицкого собору деревянную церковь» иконы, «каковы в новом Летнем Ея Императорского Величества доме в церкви имеются», было дано Канцелярией от строений И. Я. Вишнякову «с командою» 5 января 1755. Собор был освящен 1 июня 1756, но, по свидетельству документов, Вишняков писал иконы для собора и в августе того же года. Определяющая роль И. Я. Вишнякова (1699–1761), одного из крупнейших русских портретистов середины XVIII века и руководителя живописной команды Канцелярии от строений, в создании икон центрального иконостаса несомненна, однако произведения не обнаруживают единства стилистики. Это позволяет предположить участие в работе и других подведомственных Вишнякову живописных мастеров, писавших исторические картины, иконы, портреты и украшавших дворцы Петербурга и пригородов. Произведения из Троицкой церкви — пока единственные опознанные образцы монументального творчества Вишнякова и его команды. Их трудно назвать иконами в полном смысле этого слова. Они могут служить характерным примером того типа иконного изображения, который складывается в искусстве Петербурга первой половины XVIII столетия и в котором канонический сюжет трактуется и воспринимается и как икона, и как историческая или аллегорическая картина. Светлана Моисеева. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 29.
В протоколах Канцелярии от строений нет и самого важного для нас — прямого указания на авторство И. Я. Вишнякова и Д. Михайлова в каждом конкретном случае. <...> Как ведущий мастер И. Я. Вишняков должен был взять на себя исполнение восьми больших персонифицированных икон нижнего ряда: «Апостол Павел» (ЖБ-846), «Целование Елизаветы» (ЖБ-812), «Архангел Михаил», «Богоматерь с Младенцем» (ЖБ-847), «Вседержитель» (ЖБ-845), «Архангел Гавриил», «Троица Ветхозаветная», «Апостол Петр» (ЖБ-848).
Проблема выбора более профессионально-умелой руки из произведений со столь четким провенансом как иконы Троицкого собора не кажется неразрешимой — разница в мастерстве двух художников слишком очевидна. Светлана Моисеева. Образа из иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт–Петербурге // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 49.