Коллекция онлайн

1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Целование Елизаветы

Образа нижнего («деисусного») ряда иконостаса. Между 25 августа и 20 ноября 1755

  • Холст, масло. 225 х 80
  • ЖБ-812

  • Пост. в 1933 из Троицкой соборной церкви на Петроградской стороне

  • Из иконостаса Троицкой соборной церкви

Икона «Пришествие Богоматери в дом Захарии и целование Елизаветы» — одна из «композиционных» и поэтому уникальных икон. Это пока единственный в своем роде пример того, как И. Я. Вишняков пишет «палаты», причем, скорее итальянского, нежели русского вида. «Целование Елизаветы» и соответственно расположенная в южной части ряда «Троица» хорошо «поддерживают» иконы среднего, праздничного ряда. Светлана Моисеева. Образа из иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт–Петербурге // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 49.

Деревянная церковь Святой Троицы была заложена через четыре с половиной месяца после основания города — первого октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы <ныне — Троицкая площадь на Петроградской стороне Санкт-Петербурга>. <...> В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкого собора было разобрано, и к 1746 году возведен новый «безо всякой перемены» храм, освященный в мае того же года. Иконостас был исполнен Иваном Вишняковым, Алексеем Антроповым и Петром Семеновым. В 1750 году он сгорел дотла. Его восстановление под руководством следовавшего старым планам Ф.-Б. Растрелли осуществил архитектор С. А. Волков. Первого июня 1756 года возрожденный храм был вновь освящен. <...> В 1933 году ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры был снесен, и в августе того же года все двадцать семь образов иконостаса переданы в Русский музей. Светлана Моисеева. Образа из иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт–Петербурге // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 45-46.

В Русском музее хранится весь комплекс икон Троицкой церкви — 28 сюжетов. Из них с именем Ивана Вишнякова в результате документального, сравнительного стилистического и технико-технологического исследования с большой долей уверенности можно связать семнадцать образов. <...> В некоторых работах очевидно характерное для барочных иконостасов Петербурга влияние гравюр с западноевропейских оригиналов.

В процессе подготовки к экспонированию произведения подверглись реставрации: удалены загрязнения, позднейшие записи, слои разложившегося лака. Иконографические и живописные достоинства полотен уникального иконного цикла стали очевиднее. Образа иконостаса Троицкого собора (или Троицкой соборной церкви) представляют собой ценнейший памятник русской живописи середины XVIII века. Несомненно их высокое историко-культурное значение, в том числе и как характерного примера деятельности живописной команды Канцелярии от строений — важного феномена художественной жизни новой русской столицы. И, разумеется, как бесспорное доказательство высокого, индивидуально окрашенного таланта «живописных дел мастера» — яркого и своеобразного художника Ивана Яковлевича Вишнякова. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 14.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: