Архангел Гавриил
(из иконостаса Троице-Петровского собора). 1755-1756
- Холст, масло. 210 х 85
- ЖБ-915
Пост. в 1933 г. из Троице-Петровского собора-
Сведения о реставрации:
Русакова Н. И. (2004)
- Период XVIII век
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Гавриил (евр. крепость, сила Божия) — один из ангелов в христианстве, иудаизме, а также в исламе, провозвестник и служитель Божественного всемогущества. Один из высших ангелов, именуемый архангелом в Книге Еноха. В Ветхом и Новом Завете выступает как носитель радостного благовестия и истолкователь высших откровений. Был послан к Даниилу, чтобы истолковать ему видения.
В Новом Завете Архангел Гавриил является провозвестником рождения Иоанна Крестителя (Лк 1, 8-22) и благовествует Богородице о рождении Иисуса Христа (Лк 1, 26-38).
Деревянная церковь Святой Троицы была заложена через четыре с половиной месяца после основания города — первого октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы <ныне — Троицкая площадь на Петроградской стороне Санкт-Петербурга>. <...> В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкого собора было разобрано, и к 1746 году возведен новый «безо всякой перемены» храм, освященный в мае того же года. Иконостас был исполнен Иваном Вишняковым, Алексеем Антроповым и Петром Семеновым. В 1750 году он сгорел дотла. Его восстановление под руководством следовавшего старым планам Ф.-Б. Растрелли осуществил архитектор С. А. Волков. Первого июня 1756 года возрожденный храм был вновь освящен. <...> В 1933 году ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры был снесен, и в августе того же года все двадцать семь образов иконостаса переданы в Русский музей. Светлана Моисеева. Образа из иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт–Петербурге // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 45-46.
В Русском музее хранится весь комплекс икон Троицкой церкви — 28 сюжетов. Из них с именем Ивана Вишнякова в результате документального, сравнительного стилистического и технико-технологического исследования с большой долей уверенности можно связать семнадцать образов. <...> В некоторых работах очевидно характерное для барочных иконостасов Петербурга влияние гравюр с западноевропейских оригиналов.
В процессе подготовки к экспонированию произведения подверглись реставрации: удалены загрязнения, позднейшие записи, слои разложившегося лака. Иконографические и живописные достоинства полотен уникального иконного цикла стали очевиднее. Образа иконостаса Троицкого собора (или Троицкой соборной церкви) представляют собой ценнейший памятник русской живописи середины XVIII века. Несомненно их высокое историко-культурное значение, в том числе и как характерного примера деятельности живописной команды Канцелярии от строений — важного феномена художественной жизни новой русской столицы. И, разумеется, как бесспорное доказательство высокого, индивидуально окрашенного таланта «живописных дел мастера» — яркого и своеобразного художника Ивана Яковлевича Вишнякова. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 14.
Состояние сохранности до реставрации:
В интерьере церкви икона «Архангел Гавриил» находилась на южных вратах входа в диаконник. К дубовой двери икона была прибита большими коваными гранеными гвоздями. В результате этого холст сильно деформировался и провис. В месте замка двери в холсте иконы было вырезано отверстие 6 х 6 см. Несмотря на перечисленные механические повреждения, состояние основы было удовлетворительным, и она не требовала дублирования.
Сильно пострадала фигура архангела. Многочисленные надписи, процарапанные на изображении Гавриила, следы и потеки агрессивных жидкостей, капли воска и результаты укреплений воско-смоляными мастиками, сквозные ожоги-последствия пожара – это немногое из всех разрушений. Физико-химические исследования выявили сплошные записи на фоне, на изображении зеленого гиматия, в нижней части иконы. Глубокое разложение лака в составе связующего красочного слоя в ре зультате сильного намокания, плотный слой копоти и свечного нагара. Поверхностное по крытие представляло собой толстый слой отбеленного воска. Предстояло выполнить полный комплекс реставрационных работ и разработать безопасный способ экспонирования иконы как музейного экспоната. Проведенное полное технологическое и химическое исследование позволило определить состав пигментов, связующих, наполнителей грунта и природу лака, входящего в воскомасляный красочный слой авторской живописи. Исследования видимой люминесценции, рентгенографическое исследование и в ИК-свете с помощью телесистемы показали удовлетворительное состояние личного письма и части одежд, реальные размеры утрат под многочисленными разновременными записями и в месте ожога.
Комплекс проведенных мероприятий:
После завершения технической реставрации и натяжения на планшетный подрамник было выполнено полное раскрытие от поздних покрытий и поновлений, подведен грунт и выполнено тонирование утрат красочного слоя. Икона покрыта реставрационным лаком.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 149.