Коллекция онлайн

Вишняков И. Я.
Михайлов Д.
1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Архангел Гавриил

(из иконостаса Троице-Петровского собора). 1755-1756


+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

В интерьере церкви икона «Архангел Гавриил» находилась на южных вратах входа в диаконник. К дубовой двери икона была прибита большими коваными гранеными гвоздями. В результате этого холст сильно деформировался и провис. В месте замка двери в холсте иконы было вырезано отверстие 6 х 6 см. Несмотря на перечисленные механические повреждения, состояние основы было удовлетворительным, и она не требовала дублирования.

Сильно пострадала фигура архангела. Многочисленные надписи, процарапанные на изображении Гавриила, следы и потеки агрессивных жидкостей, капли воска и результаты укреплений воско-смоляными мастиками, сквозные ожоги-последствия пожара – это немногое из всех разрушений. Физико-химические исследования выявили сплошные записи на фоне, на изображении зеленого гиматия, в нижней части иконы. Глубокое разложение лака в составе связующего красочного слоя в ре зультате сильного намокания, плотный слой копоти и свечного нагара. Поверхностное по крытие представляло собой толстый слой отбеленного воска. Предстояло выполнить полный комплекс реставрационных работ и разработать безопасный способ экспонирования иконы как музейного экспоната. Проведенное полное технологическое и химическое исследование позволило определить состав пигментов, связующих, наполнителей грунта и природу лака, входящего в воскомасляный красочный слой авторской живописи. Исследования видимой люминесценции, рентгенографическое исследование и в ИК-свете с помощью телесистемы показали удовлетворительное состояние личного письма и части одежд, реальные размеры утрат под многочисленными разновременными записями и в месте ожога.

Комплекс проведенных мероприятий:

После завершения технической реставрации и натяжения на планшетный подрамник было выполнено полное раскрытие от поздних покрытий и поновлений, подведен грунт и выполнено тонирование утрат красочного слоя. Икона покрыта реставрационным лаком.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 149.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: