Коллекция онлайн

1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург

Портрет Екатерины II — законодательницы в храме богини Правосудия

1783

  • Холст, масло. 261 x 201
  • Ж-4998

  • Пост. в 1927 из ГЭ, ранее (с 1882) — Романовская галерея Зимнего дворца; Английский дворец (Петергоф); собр. князя А. А. Безбородко (Санкт-Петербург)


Екатерина II (1729–1796), урожденная София Августа Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская, супруга императора Петра III; стала императрицей в 1762 в результате дворцового переворота. Изображена в мантии с орденами св. Андрея Первозванного (цепь) и св. Владимира 1-й степени (лента и крест). Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 94.

Екатерина II (Великая; 1729–1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В  1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768–1774; 1787–1792) и Швецией (1788–1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос. Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 229.

Инициатором написания парадного портрета Екатерины II был известный поэт, архитектор и музыкант Н. А. Львов. Содержание картины раскрывается через целую систему аллегорий. Екатерина изображена в Храме богини Правосудия – Фемиды. Императрица сжигает на алтаре маковые цветы, которые, согласно античной традиции, считались символом сна и покоя, тем самым выражая готовность пожертвовать собственным покоем ради процветания России. Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. У ног Екатерины – книги (свод государственных законов) и орел с оливковой ветвью в клюве, олицетворяющие просвещенную, сильную и мирную Россию. В картине отразились представления дворянской интеллигенции об идеальном монархе.

Как понять парадный портрет XVIII века — материал из проекта Arzamas.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: