Коллекция онлайн

1737, Глухов, Черниговская губ. – 1773, Санкт-Петербург

Зевс и Фетида

1769

  • Холст, масло. 172 x 126
  • Ж-4973

  • Пост. в 1946 году из магазина Ювелирторга (Ленинград) через ЛГЗК; ранее – «Музеум Свиньина».


Написана в Риме, в последний год пребывания Лосенко в качестве пенсионера петербургской Академии художеств. И. И. Шувалов, опальный вельможа и меценат, также живший тогда в «вечном городе», заказал ее художнику для графа К. Г. Разумовского и позаботился о доставке картины в Петербург вместе со слепками с произведений античной скульптуры, выполненными для Академии художеств.

Одно из первых ярких произведений русского классицизма, полотно отличается классической простотой, ясностью и четкостью формы, является примером сочетания античных реминесценций и навыков работы с обнаженной натуры. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 86.

Сюжет взят из «Илиады» Гомера.

Зевс — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, главный из богов-олимпийцев. Атрибутом Зевса являются щит, двусторонний топор и орел. 
Фетида — морская богиня, мать героя Троянской войны Ахилла.

Зевс хотел жениться на Фетиде, но Прометей открыл ему пророчество, что сын Фетиды будет сильнее отца, тогда Зевс, испугавшись, что сын свергнет его, выдал Фетиду замуж за царя Пелея. На картине Лосенко изображен момент, когда Фетида взошла на Олимп и умоляла Зевса отомстить Агамемнону за оскорбление ее сына Ахиллеса (Ахилла). Поэтическая композиция Лосенко воплощается в лирических образах и воспевает любовь и нежность. 

Картина была выполнена в Риме в начале 1769 года. Существует предположение, что картина была заказана художнику И. И. Шуваловым для графа К. Г. Разумовского. В этом полотне, с его выверенностью в передаче анатомии, локальным цветом, преобладанием линеарно-пластического начала в моделировке, исследователи видят одно из лучших созданий художника. 

 

Зевс и Фетида. Мой музей

 

 

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: