Портрет А. П. Левшиной
1775
- Холст, масло. 213 х 140,5
- Ж-4988
Пост. в 1917 из Петергофского дворца-
Сведения о реставрации:
Клёнова О. Ю. (2010)
В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете.
Левшина Александра Петровна (1757-1782), в замужестве княгиня Черкасская. Дочь премьер-майора П. И. Левшина и Татьяны Ивановны (урожд. княгини Кольцовой-Масальской). С 1764 по 1776 воспитывалась в Смольном институте, который окончила с большой золотой медалью и шифром Екатерины II. С 1778 фрейлина императрицы. С 1780 замужем за капитаном лейб-гвардии Измайловского полка князем П. А. Черкасским. Умерла в Москве.
Изображена в костюме, в котором танцевала в одном из балетов, поставленных на сцене театра Воспитательного общества благородных девиц. Копия (погрудно) - Одесский художественный музей.
О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей
Состояние сохранности до реставрации:
При проведении лабораторных исследований было установлено, что, создавая портрет А.П. Левшиной Левицкий применил новаторский прием, добавив в масляное связующее красочного слоя воск. В результате чего художнику удалось передать уникальные живописные эффекты – переливы шелка, воздушную легкость складок, материальность антуража. Однако именно воск способствовал сильнейшему заражению портрета колониями плесени в период его нахождения в неотапливаемых помещениях Большого Петергофского дворца в начале 20 века. Плесень очень сильно «разъела» живопись, истончив слои и изменив их цвет. Кроме того, вся поверхность красочного слоя была поражена кракелюром раннего высыхания, так называемыми масляными разрывами. В некоторых местах ширина масляных разрывов доходила до 5 мм. В результате по этим и другим причинам портрет позднее оказался практически тотально прописан разновременными реставрационными поновлениями, требовал расчистки авторской живописи.
Комплекс проведенных мероприятий:
Прежде всего была проведена консервация красочного слоя и грунта – живопись укреплена по всей поверхности. По периметру с тыльной стороны были подведены дублировочные кромки, благодаря которым картине корреспондировано необходимое натяжение на подрамнике. После удаления всех поздних записей и старых темно-желтых слоев лаков, раскрылось оригинальное авторское изображение: из образа Левшиной исчезли жесткость и мрачность черт лица, интерьер получил глубину, плоскость пола приобрела перспективное построение. В заключении были выполнены тонкие тонировки, скрывшие утраты живописи и разъеды плесени, картина приобрела цельность, глубину, перспективу. Авторское звучание и великолепие возвращено изображению костюма девушки, где в полной мере продемонстрированы новаторские приемы Левицкого.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 86.
Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
Дмитрий Григорьевич Левицкий — один из лучших портретистов в русской истории живописи. В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает о творчестве мастера и об истории его работы над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Мультимедийная программа выпущена к выставке, посвященной 275-летней годовщине со дня рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого в Русском музее. Программа рассказывает о реставрации знаменитых «Смолянок» – семи портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте.