Коллекция онлайн

1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург

Портрет Г. И. Алымовой

1776


В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали  в балете.

Алымова Глафира Ивановна (1758 - 1826) - дочь полковника И. А. Алымова. С 1764 по 1776 воспитанница Смольного института, по окончании которого с золотой медалью первой величины и шифром Екатерины II была взята ко Двору. Фрейлина Екатерины II (с 1776), впоследствии статс-дама. Ее первый муж ¬ литератор, масон, вице-директор АН А. А. Ржевский, второй - И. П. Маскле, учитель французского языка и переводчик басен И. А. Крылова, впоследствии русский консул в Ницце. Была награждена орденом св. Екатерины Малого креста. Умерла в Москве.
Изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц.

О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Портрет Г.И. Алымовой был первым из «Смолянок» принятым в реставрацию. Жесткий кракелюр и изломы красочного слоя с приподнятыми краями покрывали всю поверхность красочного слоя. На картине имелся старый, грубо заделанный прорыв, с оборота заклеенный заплатой. Грунтовые дугообразные изломы имели такую интенсивность, что отпечатались с тыльной стороны и втянули холст.  На поверхности красочного слоя определялось большое количество сильно изменившихся записей. Записи лежали в несколько уровней, а самые нижние из них нанесены были поновительским приемом, без учета реальных утрат. Лаковые слои настолько сильно потемнели, приобретя коричнево-рыжеватый оттенок, что скрыли под собой многочисленные авторские живописные нюансы, устранили пространственную тепло-холодность, и, таким образом, ликвидировали цветовую композиционную перспективу. Лак в процессе бытования картины разложился, изменив тон и цвет записей до бесцветно-белесоватого. Многочисленными прописками в виде темной сетки, повторяющими направления кракелюров и масляных разрывов, были сплошь покрыты лицо и руки портретируемой, в цвете эти записи брались к уже изменившемуся лаку и не соответствовали автору. Обширная ретушь была нанесена на платье, а коричневая портьера в правом верхнем углу была переписана полностью и неоднократно.

Комплекс проведенных мероприятий:

Первоначально был проведен полный комплекс реставрационно-консервационных мероприятий,  включающий укрепление красочного слоя, укладку кракелюра и жестких изломов, удаление заплаты и перезаделку прорыва. В заключении переводной холст был дублирован на новое высококачественное льняное полотно.

В процессе послойного раскрытия авторской живописи от записей и потемневших слоев лака стали выявляться, как отдельные элементы построения композиции, так и авторское цветовое решение. Появилась глубина пространства, на дальнем плане раскрылись колонны, а на колоннах каннелюры. Каменные плиты пола обрели цвета различных пород камня, выявился авторский прием живого легкого полупрозрачного письма. Платье приобрело настоящий шелковисто-белый цвет. Работа по удалению записей и лаковых слоев велась под контролем видимой люминесценции поверхности в ультрафиолетовых лучах, позволяющей уверенно разделить поздние наслоения от авторских слоев.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 82.

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Портрет Г. И. Алымовой
Год создания: 2010 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 25:47

Дмитрий Григорьевич Левицкий — один из лучших портретистов в русской истории живописи. В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает о творчестве мастера и об истории его работы над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.

Портрет Г. И. Алымовой
Год создания: 2010 | Интерактивная программа | Язык:

Мультимедийная программа выпущена к выставке, посвященной 275-летней годовщине со дня рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого в Русском музее. Программа рассказывает о реставрации знаменитых «Смолянок» – семи портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: