Портрет Г. И. Алымовой
1776
- Холст, масло. 183 х 142,5
- Ж-4989
Пост. в 1917 из Петергофского дворца-
Сведения о реставрации:
Корнякова И.Н. (2006)
В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете.
Алымова Глафира Ивановна (1758 - 1826) - дочь полковника И. А. Алымова. С 1764 по 1776 воспитанница Смольного института, по окончании которого с золотой медалью первой величины и шифром Екатерины II была взята ко Двору. Фрейлина Екатерины II (с 1776), впоследствии статс-дама. Ее первый муж ¬ литератор, масон, вице-директор АН А. А. Ржевский, второй - И. П. Маскле, учитель французского языка и переводчик басен И. А. Крылова, впоследствии русский консул в Ницце. Была награждена орденом св. Екатерины Малого креста. Умерла в Москве.
Изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц.
О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей
Состояние сохранности до реставрации:
Портрет Г.И. Алымовой был первым из «Смолянок» принятым в реставрацию. Жесткий кракелюр и изломы красочного слоя с приподнятыми краями покрывали всю поверхность красочного слоя. На картине имелся старый, грубо заделанный прорыв, с оборота заклеенный заплатой. Грунтовые дугообразные изломы имели такую интенсивность, что отпечатались с тыльной стороны и втянули холст. На поверхности красочного слоя определялось большое количество сильно изменившихся записей. Записи лежали в несколько уровней, а самые нижние из них нанесены были поновительским приемом, без учета реальных утрат. Лаковые слои настолько сильно потемнели, приобретя коричнево-рыжеватый оттенок, что скрыли под собой многочисленные авторские живописные нюансы, устранили пространственную тепло-холодность, и, таким образом, ликвидировали цветовую композиционную перспективу. Лак в процессе бытования картины разложился, изменив тон и цвет записей до бесцветно-белесоватого. Многочисленными прописками в виде темной сетки, повторяющими направления кракелюров и масляных разрывов, были сплошь покрыты лицо и руки портретируемой, в цвете эти записи брались к уже изменившемуся лаку и не соответствовали автору. Обширная ретушь была нанесена на платье, а коричневая портьера в правом верхнем углу была переписана полностью и неоднократно.
Комплекс проведенных мероприятий:
Первоначально был проведен полный комплекс реставрационно-консервационных мероприятий, включающий укрепление красочного слоя, укладку кракелюра и жестких изломов, удаление заплаты и перезаделку прорыва. В заключении переводной холст был дублирован на новое высококачественное льняное полотно.
В процессе послойного раскрытия авторской живописи от записей и потемневших слоев лака стали выявляться, как отдельные элементы построения композиции, так и авторское цветовое решение. Появилась глубина пространства, на дальнем плане раскрылись колонны, а на колоннах каннелюры. Каменные плиты пола обрели цвета различных пород камня, выявился авторский прием живого легкого полупрозрачного письма. Платье приобрело настоящий шелковисто-белый цвет. Работа по удалению записей и лаковых слоев велась под контролем видимой люминесценции поверхности в ультрафиолетовых лучах, позволяющей уверенно разделить поздние наслоения от авторских слоев.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 82.
Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
Дмитрий Григорьевич Левицкий — один из лучших портретистов в русской истории живописи. В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает о творчестве мастера и об истории его работы над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Мультимедийная программа выпущена к выставке, посвященной 275-летней годовщине со дня рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого в Русском музее. Программа рассказывает о реставрации знаменитых «Смолянок» – семи портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте.