Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)
1827
- Холст, масло. 64 x 55
- Ж-5079
Пост. в 1897 из ИАХ; ранее (до 1876) — собрание великой княгини Марии Николаевны, Санкт-Петербург; ранее (до 1860) — личная коллекция императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце, Санкт Петербург
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр, Портрет
- Поделиться
Парная картине Итальянское утро» (1823, Кунстхалле, Киль, Германия). Одноименное уменьшенное повторение-вариант — в ГТГ. Авторское название, многократно встречающееся в переписке Брюллова, — «Полдень» или «Полдень. Девушка, снимающая виноград».
Картина была заказана императором Николаем I в пандан к «Итальянскому утру», о чем через Общество поощрения художников было сообщено художнику в 1826 году. Изначально Брюллов решил написать «Итальянский вечер» со сложной передачей естественного и искусственного освещения, но, убедившись в «невозможности приблизиться достаточно к натуре», изменил сюжет на «собрание винограда при полдневном освещении» (Архив Брюлловых. С. 93). В июне 1827 года композиция была завершена и в августе через русское посольство в Риме отправлена в Петербург. Картина вошла в коллекцию Александры Федоровны и находилась в ее личных покоях в Зимнем дворце. После смерти императрицы была завещана ее дочери — великой княгине Марии Николаевне. Несмотря на неодобрение ОПХ, композиция очень нравилась публике и многократно копировалась разными художниками. В. А. Кадочникова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 322.
Как и многим другим, Брюллову суждено было раскрыть свой чрезвычайный дар в «стране высоких вдохновений» — в Италии, куда направился он попечением Общества поощрения художников в 1822 году и где ему суждено было «блистательно оправдать» подававшиеся в юности надежды. В первые итальянские годы Брюллов позволил себе «лирические отступления» — картины на жанровые сюжеты, которые по суждению современного критика, несомненно, рождены счастливым случаем, подсмотрены в обыденной итальянской жизни, созданы под влиянием непосредственного впечатления 1. Это знаменитые «итальянские жанры», важнейший пример из их числа — «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (Ж-5078) — хранится в Русском музее. <...>
Великий Карл» трепетно относился к этому своему опыту, называя полотно из этой серии «мое дитя» 2. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» — прелестная картина, именно картина, с обилием жанровых мотивов, исполненная, видимо, художником по собственному побуждению — как бы центральная часть триптиха, боковые створки которого составляли «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле,. Киль, Германия) и «Итальянский полдень». Все три картины решали скупые художественные задачи. В несложных бытовых сюжетах художник сумел воплотить новаторские взгляды на миссию искусства, отважившись разрушить старые эстетические каноны, бытовавшие в академической среде, работая с натуры, отыскивая прекрасное в простом и повседневном. Сторонники официального искусства, одобряя картины в целом, замечали, что в них больше приятности, чем соразмерности, мягко упрекая тем самым художника в отступлении от классических норм 3. Однако Брюллов отстаивал право художника воспроизводить особенности «…простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко более даже нравятся, нежели строгая красота статуи» 4. В этом стремлении к воспроизведению форм «простой натуры», к характерному и реальному, нельзя не видеть типичного для времени создания картины влияния романтических идей. Вместе с тем «итальянский жанр» прокладывал пути реалистическому видению в академическую художественную систему. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 12.
1. Ацаркина Э. Н. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. 1799–1852. М., 1963. С. 44.
2. Архив Брюлловых. СПб, 1900. С. 47.
3. Там же. С. 102.
4. Там же. С. 103.