Коллекция онлайн

1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима

Портрет Е. П. Салтыковой

1841

  • Холст, масло. 200 х 142
  • Ж-5090

  • Пост. в 1919 из Бюро отдела охраны и учета памятников искусства и старины (собрание Л. С. Салтыковой), Петроград

  • Сведения о реставрации:

    Минин А.В. (1999)

Светлейшая княгиня Салтыкова Елизавета Павловна (урожд. графиня Строганова; 1802–1863) — дочь генерал-адьютанта П. А. Строганова (1774–1817) и его жены Софьи Владимировны (урожд. Голицыной; 1775–1845). Была замужем за светлейшим князем И. Д. Салтыковым (1797–1832). Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 135.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Картина написана на тонком холсте. Многослойный грунт, имеющий значительную толщину, со временем стал повреждаться кракелюром. Тонкий холст был не в состоянии удерживать такие мощные трещины живописи. В результате появились сильные втянутости авторского холста, деформирующегося по кракелюру. На лицевой стороне кракелюр не только ломал плоскость картины и мешал восприятию изображения, но и создавал значительную угрозу разрушения красочного слоя. Старые реставрационные мастиковки лежали ниже уровня авторской живописи, тонировки потемнели, что в совокупности ухудшало экспозиционный вид картины. Слои лака со временем потеряли прозрачность и потемнели.

Комплекс проведенных мероприятий:

Основной задачей реставрации было остановить развитие кракелюра, уложить в плоскость имеющиеся приподнятости живописи и изломы. Для этого было проведено комплексное укрепление красочного слоя и грунта, которое позволило полностью решить поставленную задачу. Чтобы зафиксировать результат консервации, авторская основа была усилена дублировочным холстом. Картина была натянута на подрамник, с живописи удалены поверхностные загрязнения. После этого была проведена деликатная работа по утоньшению и выравниванию лаковой пленки. Операция требовала особой осторожности, так как в процессе создания картины художник использовал в качестве подкладки на некоторых элементах изображения сусальное серебро и прозрачные лессировки. В места утрат был подведен реставрационный грунт, старые мастиковки выровнены. Выполнены реставрационные тонировки. Портрет преобразился в раскрывшемся цветовом богатстве и стал жемчужиной постоянной экспозиции.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 108-109.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: