Портрет Е. П. Салтыковой
1841
- Холст, масло. 200 х 142
- Ж-5090
Пост. в 1919 из Бюро отдела охраны и учета памятников искусства и старины (собрание Л. С. Салтыковой), Петроград-
Сведения о реставрации:
Минин А.В. (1999)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Акварельный портрет Е. П. Салтыковой (Р-13100) Брюллов писал в Италии в 1833 году. Знакомство поддерживалось и в Петербурге. Видимо, около 1837 и был начат большой портрет, оконченный в 1841, о чем оповестила «Художественная газета» Н. В. Кукольника (1841. Февраль. № 4).
Светлейшая княгиня Салтыкова Елизавета Павловна (урожденная графиня Строганова, 1802–1863) — дочь генерал-адъютанта графа П. А. Строганова (1774–1817) и его жены Софьи Владимировны Строгановой (урожденной Голицыной, 1775–1845). Была замужем за светлейшим князем И. Д. Салтыковым (1797–1832). С. Д. Алексеев // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 350.
Состояние сохранности до реставрации:
Картина написана на тонком холсте. Многослойный грунт, имеющий значительную толщину, со временем стал повреждаться кракелюром. Тонкий холст был не в состоянии удерживать такие мощные трещины живописи. В результате появились сильные втянутости авторского холста, деформирующегося по кракелюру. На лицевой стороне кракелюр не только ломал плоскость картины и мешал восприятию изображения, но и создавал значительную угрозу разрушения красочного слоя. Старые реставрационные мастиковки лежали ниже уровня авторской живописи, тонировки потемнели, что в совокупности ухудшало экспозиционный вид картины. Слои лака со временем потеряли прозрачность и потемнели.
Комплекс проведенных мероприятий:
Основной задачей реставрации было остановить развитие кракелюра, уложить в плоскость имеющиеся приподнятости живописи и изломы. Для этого было проведено комплексное укрепление красочного слоя и грунта, которое позволило полностью решить поставленную задачу. Чтобы зафиксировать результат консервации, авторская основа была усилена дублировочным холстом. Картина была натянута на подрамник, с живописи удалены поверхностные загрязнения. После этого была проведена деликатная работа по утоньшению и выравниванию лаковой пленки. Операция требовала особой осторожности, так как в процессе создания картины художник использовал в качестве подкладки на некоторых элементах изображения сусальное серебро и прозрачные лессировки. В места утрат был подведен реставрационный грунт, старые мастиковки выровнены. Выполнены реставрационные тонировки. Портрет преобразился в раскрывшемся цветовом богатстве и стал жемчужиной постоянной экспозиции.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 108-109.