Коллекция Государственного Русского музея

1881, д. Нагаево Тульской губ. – 1962, Париж

Беление холста

1908

  • Холст, масло. 119 х 97
  • ЖБ-1596

  • Пост в 1926 через ГИНХУК, Ленинград


Около 1907 Гончарова была одной из первых среди молодых русских художников, противопоставивших импрессионизму свою экспрессивную живопись. Ее влекла острая характерность непрофессионального искусства: детского рисунка, народных картинок-лубков, расписных провинциальных вывесок. Неопримитивизм для нее был путем в сферу чистой художественной интуиции. Она обратилась к мотивам жизни крестьянства, в ее трактовке лишившихся традиционных для национальной живописи социальных оценок. Художница питала интерес к "от века" повторяющимся занятиям – белению холста, сбору урожая, стирке белья. Лишенные повествовательности и "вневременные", эти сцены с самоуглубленными, как бы священнодействующими героями воспринимаются как идущий из древности ритуал. Этому ощущению способствуют утяжеленные и упрощенные формы фигур, рук, ног персонажей, в чем сказалось увлечение художницы архаической пластикой скифов. Крестьяне в нарядных и ярких южнорусских одеждах воспринимаются в картине как ожившие скифские скульптуры с их загадочными и невозмутимыми ликами. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: