Коллекция Государственного Русского музея

1881, д. Нагаево Тульской губ. – 1962, Париж

Евангелисты. Тетраптих

1911

  • Холст, масло. 204 х 58 (каждая часть)
  • Ж-8183, Ж-8184, Ж-8185, Ж-8186

  • Пост. в 1966 из Министерства культуры СССР (дар А.К.Ларионовой), Москва


Чаще других мастеров отечественного авангарда Наталия Гончарова работала над религиозными темами. Глубоко набожная, она черпала вдохновение в Священном Писании, в древних иконах и в церковных лубках. Особенно ее влекли старообрядческие лубки с приверженностью их авторов к мрачным мотивам Апокалипсиса. В суровых формах этих произведений художница ощущала волнующую связь с „первоосновой" — с архаическими раннехристианскими иконами и фресками. Печать этих влияний, творчески воспринятых Гончаровой, несет четырехчастное панно (тетраптих) „Евангелисты", которое уже современниками художницы признавалось одной из самых значительных работ художницы. Тяготение Гончаровой к экспрессии и монументальности, характеризующее все этапы ее творчества, обрело в нем свое наиболее очевидное воплощение. Громадные фигуры, высвечивающиеся на темном фоне и словно скованные рамками холста, насыщены необычайной внутренней силой. Парадоксально, но в 1914 году в Петрограде композиции были сняты с выставки как антирелигиозные. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: