Коллекция Государственного Русского музея

Это большое многофигурное полотно относится к так называемому боярскому циклу, в котором Константин Маковский воскрешает боярскую Русь ХVII века, обращая главное внимание на обрядовую сторону быта того времени. Картина сюжетно связана с романом Алексея Толстого «Князь Серебряный». Художника привлекла сцена ревности старого боярина, который зорко следит за обрядом угощения молодого гостя в ожидании — не выдаст ли молодая красавица жена как-нибудь, кому она недавно у изгороди ночью, признаваясь в любви, сказала: «Люблю тебя больше жизни, больше солнца красного». Сюжет послужил поводом для демонстрации виртуозного мастерства художника в передаче фактуры и цвета предметов богатства и красоты старинного русского быта. Полотно впервые экспонировалось на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, а затем в 1897 году в Петербурге на персональной выставке художника, после чего оно поступило в Русский музей.
Поцелуйный обряд — старинный русский обряд чествования гостей. Наиболее красочно его описал барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году. В конце обеда, когда гости уже поели, муж вызывал жену или дочь. Она приходила в сопровождении еще нескольких женщин и приносила вино, притом первый глоток отпивала сама. И если высоких гостей было несколько, то каждому она приносила новый кубок с напитком и только в новой одежде. После угощения всех важных гостей женщина становилась у стены и с потупленным взглядом ждала от них ответных поцелуев.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: