Коллекция Государственного Русского музея

1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград

Крестьянка

Начало 1930-х


Поднявшись в 1910-х годах в бескрайнее пространство супрематических миров и насладившись его пустотой, в 1920-х Казимир Малевич вернулся из абсолютно белого неба, восстановил горизонт, воздвиг над ним заправленные пустотой безликие фигуры «землянитов».

Живописные произведения Малевича позднего периода стилистически разнообразны. Среди них особенно остро воспринимаются "безликие" фигуры, к числу которых относится и "Крестьянка". Произведение вызывает ассоциации и с пластикой архаической скульптуры, и с деревянной игрушкой, и с модернистским манекеном. Есть некая первозданная чистота и великая скорбь в пластике фигуры: она ощущается в ее интригующей загадочности со стертыми чертами овала/лица, и в черном цвете, окрашивающем руки, ноги, голову, и в диагональных полосах грозного неба. Все это возможно связано с тревожными мыслями Малевича, наблюдавшего, как последовательно в новой России осуществляется программа "обезличивания" нации. В образе Крестьянки с бессмысленно опрокинутым к небу лицом, бесспорно, отразилась трагедия времени конца 1920-х годов, когда окончательно разрушался и без того хрупкий мир русского крестьянства с его гармоничным укладом деревенской жизни. 

Произведение отличают волнующая экспрессия цвета, монументальность обобщенной трактовки фигуры на фоне тревожного неба. Величественна и трагична в своем "космическом" одиночестве безликая крестьянка Малевича. Композиционная схема строится на двух осях: вертикальной и горизонтальной, создавая исполненную глубокой символики, прежде всего для самого художника, форму креста. Эта схема представляет собой наиболее характерную особенность постсупрематического пространственного восприятия  Малевича и прослеживается практически во всех полотнах "второго крестьянского цикла".


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: