Коллекция Государственного Русского музея

Лето 1888 года Нестеров провел в Троице-Сергиевом Посаде, где много и плодотворно работал. Жизнь монастыря и монастырских скитов, далекая от мирской суеты и исполненная сокровенного смысла, произвела на страстного, импульсивного по натуре художника чрезвычайно сильное впечатление. В Троице-Сергиевом Посаде Нестеров сделал этюды к "Пустыннику" - первой картине, принесшей художнику успех. Это произведение исполнено удивительной тишины и поэзии. В нем в полной мере сказалось свойственное Нестерову несколько пантеистическое мироощущение, растворяющее человека в бытии окружающей его природы. В этом "растворении" художник видел необходимое условие достижения той гармонии, о которой "в миру", и тем более в городах, осталось только грезить. Русский музей. От иконы до современности. 2005. С.  249. Другим аспектом той же темы является в картине мотив странничества, поиска "истинного пути", духовного искательства, который ранее разрабатывался, преимущественно, в русской классической литературе, а на рубеже ХIХ-ХХ века захватил и другие области, включая философию и изобразительное искусство.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: