Коллекция Государственного Русского музея

1900, Рыбинск – 1951, Ленинград

Жница

1926–1927

  • Холст, масло. 152 x 187
  • Ж-9441

  • Пост. в 1975 г. от Л.В.Пакулиной, Ленинград


Картина "Жница" была написана через год после окончания Вхутеина, где В. В. Пакулин учился у А.Е.Карева и А.И.Савинова. Впервые он ее показал на первой выставке художественного объединения "Круг художников" в 1927 г. Пакулин являлся организатором и председателем "Круга художников", куда первоначально вошли преимущественно выпускники Вхутеина 1925 г.
Сопровождая картину "Жница" пространным объяснением целей, которые ставил он перед собой в процессе работы над произведением, Пакулин отводил "Жнице" роль одной из программных работ на выставке. В этом была своя, современная эпохе, логика: появление нового художественного объединения, как правило, сопровождалось декларациями, творческими лозунгами, программами. "Теоретиком" в "Круге художников" с самого начала был Пакулин. Создавая "Жницу", Пакулин мечтал придать возвышенное звучание теме труда. В ходе живописного воплощения замысла художник отказывается от какой-либо конкретности в решении образа и делает акцент на выразительности самих средств живописи. Избранный художником прием, подчиненный стремлению к монументальности, обнаруживает близость фреске и одновременно плакату. Как можно заметить, манера Пакулина являла тогда сложный сплав традиций и увлечений — от новейшей французской живописи до древнерусского искусства и античной фрески. Многое усвоил Пакулин и от своих непосредственных учителей — Карева и Савинова, а также испытал влияние "Крестьянских циклов" К. С. Малевича.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: