Коллекция Государственного Русского музея

1894, Бежецк Тверской губернии – 1971, Ленинград

Александр Блок в рабочем пикете

1964


Свою картину Самохвалов писал на излете «оттепели», когда образы революции усиленно обновлялись и художники пытались приблизить их к миру молодых современников. В это время на первый план вышли романтика и поэзия. В своих мемуарах художник писал: «Я никогда не был знаком с А. Блоком, но как поэта я узнал его еще в ранней юности <…> В годы Октябрьской революции я увидел <…> его на поэзовечере, состоявшемся в конференц-зале Академии художеств. Маяковский рассказал о встрече с ним у костра рабочего пикета на набережной Невы».

Блок, названный Анной Ахматовой «трагическим тенором эпохи», предстает в трактовке Самохвалова как устремленный в будущее гений революции, вдохновляющий и подбадривающий ее солдат. Впрочем, тогдашние бытовые переживания поэта могли весьма отличаться от переживаний поэтических. Зинаида Гиппиус, другая выдающаяся поэтесса Серебряного века, в разгар кампании по жилищному «уплотнению» в своем дневнике язвительно писала: «Блок, говорят <…>, даже болен от страха, что к нему в кабинет вселят красноармейцев. Жаль, если не вселят. Ему бы следовало их целых „12“. Ведь это же, по его поэме, 12 апостолов, и впереди них „в венке из роз идет Христос“!». (П. К., Л. Ш.)

Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 378.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: