Коллекция онлайн

Один из нескольких эпизодов из жизни царя-реформатора, которыми художник был увлечен в 1910–1911 годах. Кажущаяся случайность и. незначительность выбранного мотива позволила автору передать дух и драматический накал страстей эпохи преобразования страны, России, „поднятой на дыбы”, В эскизе передано трагическое одиночество Петра, реформирующего жизнь русского общества насильственными методами, Царь изображен в предельном раздражении, клокочущий гневом на кого-то невидимого в картине, бешено мчащийся в двуколке: по вновь отвоеванной безжизненной равнине. Владимир Круглов // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 30.

Грандиозные масштабы работ по строительству Санкт-Петербурга также закономерно привлекали внимание многих художников, которые разнообразно воплощали этот сюжет. В гравюре Джакомо Цатта по рисунку Пьетро Антонио Новелли «Царь Петр основывает город в устье реки Невы» (ГМЗ "Петергоф") великая стройка идет в достаточно комфортной природной среде. Однако русские живописцы гораздо лучше представляли, в каких невыносимых условиях она происходила. Яркие, особенно выразительные работы Валентина Серова «Петр I» и «Петр I на работах» передают процесс, ставший возможным только благодаря невероятной энергии и непоколебимой воле монарха. Суровая северная природа, холодный ветер, грязь, неумение и пассивность исполнителей в картинах Серова составляют контраст идиллической интонации рисунка Новелли. Елена Столбова. Петр Первый в изобразительном искусстве // И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре. СПб, 2022. С. 21-22.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: