«Сеча при Керженце» — эскиз занавеса для симфонического антракта оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», исполненного Рерихом для «Русских сезонов» в Париже, организованных Сергеем Дягилевым.
«Сеча при Керженце» — один из эпизодов борьбы русских войск с напавшими на них татарами (XIII век). В этой битве, по преданию, исчез в водах реки Керженец, протекающей в Нижегородской области, целый город под названием Китеж. Рерих в эскизе занавеса изобразил напряженную битву между русскими и татарами. Стремительно мчащиеся всадники, тревожно клубящиеся облака, отражаясь в водах реки, скрывают формы исчезающего города, тем самым спасая его от разрушения врагом.
Позднее этот эскиз ляжет в основу декоративного панно для Казанского вокзала в Москве (не было исполнено). Галина Кречина // Николай Рерих. В поисках Шамбалы. СПб, 2020. С. 55.
РЕКОМЕНДУЕМ
Сеча при Керженце, Н.А. Римский-Корсаков / Battle of Kerzhenets, N. Rimky-Korsakov. Марис Янсонс, Терем-квартет и симфонический оркестр Баварского радио в Мюнхене |
||
"Сеча при Керженце". Советский мультипликационный фильм по музыке Н. А. Римского-Корсакова, 1971 год. Режиссёры Иван Иванов-Вано и Юрий Норштейн. В фильме использованы материалы русской фресковой живописи и миниатюры XIV—XVI веков. |