Коллекция онлайн

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Богатыри

Уменьшенное повторение одноимённой картины (1881-1898, ГТГ). 1920

  • Холст, масло. 84,5 x 125 (размер в раме 106,5 х 147)
  • Ж-12331

  • Пост. в 2024 из Администрации Президента Российской Федерации


Уменьшенное повторение одноимённой картины (1881-1898, ГТГ).  Справа внизу: С.А.Калинину. В.Васнецовъ 1920 г.

В основу картины «Богатыри» (ГТГ) легла былина о борьбе Ильи Муромца с сыном. Содержание былины — трагическое столкновение разных поколений, разных нравственных установок, столкновение личных интересов и общественного долга. Васнецов, как всегда, берет из произведения только то, что ему важно и дорого. В данном случае — защита Родины и народа от несправедливости.

Сам Васнецов так сформулировал идею картины: «Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижает ли кто кого» 1. На этот раз он изобразил не порубежное «дикое поле», а живописные среднерусские просторы, далекие от границ, тем самым подчеркнув, что его богатыри активно противостоят злу и готовы на борьбу за справедливость не только с иноземным, но и домашним обидчиком.

Художественный язык Васнецова воспринял многое из изобразительного фольклора. Фронтальная композиция с симметричным расположением фигур, несомненно, идет от народных росписей. Но художник не стилизует под примитив, а стремится освоить принципы народного творчества с позиций академического профессионализма. Позы всадников и их коней, поднявшихся на пригорок и на мгновение остановившихся, чтобы богатыри могли осмотреться, полны динамизма.

В этой картине художник изобразил богатырей именно такими, как их воспринимает сам народ. «Главное в них», — говорил Васнецов, — неукротимость русского сердца, всегда умеющего откликнуться на радости, заботы и тревоги ближнего» 2. Их целеустремленность, готовность к встрече с врагом, уверенность в правоте своего дела и поэтому — собственной непобедимости — это те общие черты, которыми наделяет русский эпос своих героев. Но каждый персонаж имеет и свои индивидуальные особенности как в былинной традиции, так и на полотне Васнецова. Центральная фигура — Илья Муромец, старый казак, атаман заставы. В его образе народ наиболее полно выразил свой нравственный идеал. Совершая казнь Соловья-разбойника, он творит правый суд: «Полно-тко тебе слезить отцей-матерей, полно-тко вдовить жен молодых, полно <…> сиротить малых детушек» 3. И на картине он — умудренный опытом, дородный и сильный и в то же время исполненный «благости, великодушия и добродушия» 4.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Добрыня Никитич — податаманье, его крестовый брат. Тонкие черты лица подчеркивают его «вежество». Он всегда выполняет самые сложные поручения, требующие не только силы и мужества, но и дипломатического такта. Он победитель Змея Горыныча и освободитель русских из «полона». В картине только на нем золотой крест, который напоминает, что былинный Добрыня имеет связь с Добрыней летописным, известным историческим лицом, воеводой князя Владимира, принимавшим активное участие в крещении Руси.

Самый младший — «напуском смелый» Алеша Попович, победитель Тугарина Змеевича. Ему присущи бесшабашная храбрость, ловкость, удальство и вместе с тем жизнерадостность, лукавство и задор. В борьбе с врагом он может воспользоваться хитростью и даже прямым обманом. Скошенный взгляд, молодецкая ухмылка создают образ озорного богатыря, «женского пересмешника». Его выбивающиеся из-под шлема «желтые кудри» — деталь, неоднократно упоминающаяся в былинах.

«Богатыри» — лучшее произведение Васнецова на былинный сюжет. Здесь ему удалось вплотную подойти к народному идеалу, создать образы, которые, сами фольклорные, превратились в традиционно-канонические. Уже несколько поколений, читая былины, зрительно воспринимает Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича именно такими, какими их изобразил Васнецов. Это особая грань взаимовлияния индивидуального творчества и творчества народного, когда не берут из неисчерпаемой кладовой фольклора, а прибавляют к ней новые богатства. В. Г. Смолицкий. В. М. Васнецов и фольклор // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 109-111.

1. Цит. по: Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. В. М. Васнецов: Жизнь и творчество. М., 1962. С. 342.
2. Лобанов В. П. Столешники дяди Гиляя. М., 1972. С. 144.
3. Рыбников П. Н. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. 2-е изд. М., 1909. Т. 1. С. 22.
4. Стасов В. В. Избр. соч.: В 3 т. М., 1952. Т. 3. С. 266.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: