Коллекция онлайн

1834, д. Кудряково Лаишевского уезда Казанской губернии – 1902, Ницца

Светлый праздник нищего

1860


Картина экспонировалась на выставке ИАХ 1860. Художник получил за нее малую золотую медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 338.

Тема бедности и образы бедняков – важнейшие категории демократического искусства шестидесятых годов. Одна из первых работ, посвященных обездоленным и бесправным представителям социальных низов принадлежит кисти В. И. Якоби – это «Светлый праздник нищего» (1860). Картина поразила современников скорбным образом старика в лохмотьях среди жалкой обстановки, однако проскальзывающие в трактовке сцены черты сентиментальности смягчали жестокую правду жизни. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 17.

Согласно В. В. Стасову, произведение Якоби в ряду других знаменует собой начало русского искусства. Известный критик утверждал, что искусство послепетровской России, только пройдя середину XIX века, стало достойно названия русского. Поражение царской России в Крымской войне послужило сигналом к началу общедемократического подъема, приведшего к крестьянской реформе 1861 (работа была написана за год до этого) и захватившего первые послереформенные годы. Русские просветители В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев были до конца последовательными врагами крепостничества и всех его порождений. Они твердо верили, что уничтожение крепостного права и упразднение всех его пережитков принесет с собой общее благосостояние. Развитие русской культуры в эпоху просветителей стояло под знаком борьбы ее передовых сил против всех бессмысленных средневековых стеснений человеческой личности. В этой борьбе самое горячее участие приняло молодое поколение русских художников 1860-х годов, к которым принадлежал и В. И. Якоби. Его работа, изображающая сцену в бедной крестьянской избе, посвящена раздумьям о судьбе обездоленного народа. Художник с явным сочувствием относится к крестьянам, но, по мнению отдельных исследователей ХХ века, излишняя подробность деталей в картине отвлекает внимание зрителя от идеи произведения. Тем не менее, современники высоко оценили произведение художника: почти сразу после написания Якоби получил золотую медаль второго достоинства.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: