Старый Крым
1902
Идеи символизма были близки Богаевскому, о чем свидетельству ют его картины, написанные по возвращении из столицы в Крым, где он будет творить до конца своей жизни. В 1901–1904 годах художник писал безлюдные пейзажи двух видов. Одни — мрачные, часто изображенные в ненастье, порой это остатки прошлого — мертвые города, древние крепости, дав но оставленные их обитателями, заброшенные постройки в пустынных местах...
Вторую группу составляют пустынные пейзажи, изображенные в момент, когда солнце в последний раз ярко озаряет землю, а у горизонта уже сгущаются вечерние тени, внося в образ ноты тревоги — «Старый Крым» «Последние лучи» (1903, Севастополь, ХМ), «Пустыня. Сказка» (1903, ГТГ). В них важную эмоциональную роль играет небо со сложными формами облаков, отражающих жизнь высших сфер, и множество ярко белых камней2. В картине «Старый Крым», которой художник дебютировал в Мюнхенском Сецессионе 1903 года, это — огромные круглящиеся валуны, выглядывающие из буро-красной земли. Среди них змеится белая тропинка к заброшенному крепостному зданию с узкими окнами-бойницами и выломанной дверью. Цветовой контраст форм, их плавный, завораживающий ритм усиливают ощущение опасной таинственности пустынного места. Владимир Круглов. Константину Богаевскому 150 лет // Константин Богаевский. СПб. 2023. С. 6.