Виртуальные выставки

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

КРЫМ. Эпохи, люди, события

Виртуальная выставка, подготовленная Русским музеем к 10-й годовщине воссоединения Крыма с Россией, объединяет около 400 произведений, посвященных жизни полуострова Крым в разные эпохи. Хронологический рубрикатор помогает изучить художественные материалы, связанные с тем или иным периодом в истории Крыма, а тематические разделы позволяют рассмотреть целые серии работ художников, создававших произведения об этом необыкновенном крае.

Подробнее

Освоение Крыма стало важной темой в истории русской художественной культуры. Великая и прекрасная земля вот уже более 240 лет вдохновляет художников, писателей и поэтов, живших в этом удивительном крае или посещавших его. В рамках выставки демонстрируются портреты главных действующих лиц и рядовых участников исторических событий, связанных с Крымским полуостровом, виды археологических памятников античности и средневековых архитектурных сооружений, дворцово-парковых ансамблей и удивительной крымской природы, жизнь местного населения и героические подвиги русских солдат и офицеров, портреты полководцев, запечатленные отечественными и зарубежными художниками с конца XVIII до конца XX века. Cреди них – М.М.Иванов, В.П.Петров. Ф.Я.Алексеев, Н.Г.Чернецов, И.К.Айвазовский, К.Ф.Богаевский, М.А.Волошин и многие другие.

Так, в Русском музее хранится уникальная серия акварелей, выполненная Михаилом Ивановым во время походов по югу империи вместе с фельдмаршалом Г.А.Потемкиным 1783 году, за которые ему было присуждено звание академика.

Портреты императрицы Екатерины II и ее сподвижников (Г.А.Потемкина-Таврического, В.М.Долгорукова-Крымского), медали на присоединение Крыма к России, рисунки Бахчисарайского дворца Василия Петрова из серии «Путешествие Екатерины II в область Таврическую», выполненные тушью и сепией в 1790–1796 годах, «Вид Бахчисарая» Ф.Алексеева также позволяют погрузиться в эпоху важнейших событий для истории нашей страны.

Большой интерес представляет альбом рисунков с видами Крыма Никанора Чернецова, созданный в 1830-е годы. С 1833 по 1836 год он находился на службе у новороссийского губернатора графа М. С. Воронцова. Путешествуя вдоль берегов Черного моря на пароходе «Петр Великий», художник исполнил множество рисунков и акварелей. 

В 1837 году один из крупнейших уральских заводовладельцев А. Н. Демидов снарядил за свой счет экспедицию для изучения Южной России и Крыма. Главной ее целью стал Донской каменноугольный бассейн, где в середине 1830-х гг. были обнаружены огромные залежи каменного угля. А. Н. Демидова в этом путешествии сопровождали два французских художника: литограф Огюст Раффе и акварелист Огюст де Сэнсон. В 1840–1842 гг. вышло в свет четырехтомное описание экспедиции – «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию, Молдавию, совершенное в 1837 г. под руководством Анатолия Демидова». В Русском музее хранится один из экземпляров альбома с иллюстрациями Раффе. Семьи татар и караимов, русские крестьяне, цыгане, армяне, еврейские негоцианты, татары-дервиши, арнауты, татарские школы и бани, мечети, запечатленные во всех подробностях на литографиях из этого альбома, отражают многонациональный состав населения Крымского полуострова.

Герои и события Крымской войны 1853—1856 годов, виды Севастополя этого периода наиболее полно представлены в литографиях «Русского художественного листка», издававшегося Василием Тиммом в эти годы в Петербурге с целью освещения важнейших явлений общественной жизни страны.

Знаменитая поэма Александра Пушкина «Бахчисарайский фонтан», написанная под впечатлением от посещения дворца крымских ханов, не раз вдохновляла художников на создание иллюстраций к ней.

Искусство Константина Богаевского практически полностью было посвящено родному Крыму. Его цикл литографий, изданный в 1923 году, переносит зрителя во времена древней Киммерии.

Имена писателей Антона Чехова и Александра Грина навеки связаны с Крымом. Их портреты, а также иллюстрации Кукрыниксов к рассказу А.П.Чехова «Дама с собачкой», сюжет которого разворачивается в Ялте, также включены в виртуальную выставку.

Александр Куприн, впервые приехавший в Крым в 1907 году, в 1920-е - 1940-е годы создал здесь одни из лучших своих пейзажей. В XX веке в Крыму также работали Максимилиан Волошин, К.С.Петров-Водкин и его ученица, уроженка Крыма, Мария Ломакина, чьи рисунки о жизни крымских колхозов также хранятся в Русском музее.

Одну из героических страниц в истории Севастополя запечатлел Александр Дейнека в своем знаменитом полотне «Оборона Севастополя» (1942). Образцом батального жанра в советском искусстве является картина Павла Соколова-Скали "Штурм Севастополя" (1944-1947), посвященная решающему сражению за город, освобожденный от фашистов 9 мая 1944 года в результате кровопролитных боев.

Трагическим страницам аджимушкайской трагедии посвятил свой цикл "Аджимушкай. 1942" Николай Бут. Все произведения цикла хранятся в Восточно-Крымском историко-культурном музее-заповеднике (г. Керчь).

Важнейшее событие Второй мировой войны – Ялтинская (Крымская) конференция лидеров трех великих держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 4–11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце города Ялты – запечатлено на холсте Дмитрия Налбандяна «На Крымской конференции» (1945) и в скульптурной композиции Александра Грубе (1945).

 

Для всестороннего представления о Крымском полуострове в живописи и графике рекомендуем также материалы виртуальной выставки «Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве» из собраний 40 музеев России, опубликованной на портале «Виртуальный Русский музей» в 2019 году и значительно пополненной в этом году произведениями из собрания Русского музея.


Все произведения
Период:

Вид искусства:

Всего: 406
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Медаль в память побед над Турцией в 1770 году
Экслейн И.-Л.
Медаль в память побед над Турцией в 1770 году
1770
ГРМ
Медаль на победу при Кагуле в 1770 году
Иванов Т. И.
Медаль на победу при Кагуле в 1770 году
1770
ГРМ
Портрет генерал-аншефа графа А. Г. Орлова-Чесменского
Шубин Ф. И.
Портрет генерал-аншефа графа А. Г. Орлова-Чесменского
1770-е
ГРМ
Медаль в память заслуг графа П.А.Румянцева во время войны с турками
Егер И.-Г.-К., Гасс И.Б.
Медаль в память заслуг графа П.А.Румянцева во время войны с турками
1774
ГРМ
Чесменский бой под командой Алексея Орлова утром 7 июля 1770 года
Кано П.-Ш.
Чесменский бой под командой Алексея Орлова утром 7 июля 1770 года
1777
ГРМ
Портрет графа П. А. Румянцева-Задунайского
Шубин Ф. И.
Портрет графа П. А. Румянцева-Задунайского
1778
ГРМ
Освобождение пленных женщин
Шубин Ф. И.
Освобождение пленных женщин
1780–1782
ГРМ
Ак-мечеть (Симферополь)
Иванов М. М.
Ак-мечеть (Симферополь)
1783
ГРМ
Ахтиарская гавань
Иванов М. М.
Ахтиарская гавань
1783
ГРМ
В Старом Крыму
Иванов М. М.
В Старом Крыму
1783
ГРМ
В Старом Крыму
Иванов М. М.
В Старом Крыму
1783
ГРМ
В окрестностях Карасубазара. Водяная мельница
Иванов М. М.
В окрестностях Карасубазара. Водяная мельница
1783
ГРМ
Вид Балаклавы
Иванов М. М.
Вид Балаклавы
1783
ГРМ
Вид Балаклавы
Иванов М. М.
Вид Балаклавы
1783 (?)
ГРМ
Вид Бахчисарая
Иванов М. М.
Вид Бахчисарая
1783
ГРМ
Вид Инкермана
Иванов М. М.
Вид Инкермана
1783
ГРМ
Вид Феодосии
Иванов М. М.
Вид Феодосии
1783
ГРМ
Вид Феодосии (Кафы) (продолжение)
Иванов М. М.
Вид Феодосии (Кафы) (продолжение)
1783
ГРМ
Вид Феодосии (продолжение)
Иванов М. М.
Вид Феодосии (продолжение)
1783
ГРМ
Вид близ Ак-Мечети
Иванов М. М.
Вид близ Ак-Мечети
1783
ГРМ
Античность и Средние века

Крымский полуостров в силу своего географического положения и природных условий обитаем с древних времен. Здесь селились разные народы и оставили после себя богатое культурное наследие. Это археологические памятники античного и средневекового Крыма.

Подробнее

Греки являются одним из древнейших народов Крыма. Они дали название южному берегу полуострова — Таврида (Таврика, Таврия). А свои северные области, куда входил и весь полуостров Крым, называли Киммерией. Одним из важных древнегреческих центров был Херсонес Таврический. Город, существовавший в древности на территории современного Севастополя на мысу между двумя бухтами, был основан в конце V в. до н.э. Руины Херсонеса Таврического являются одной из главных достопримечательностей Севастополя. 

Согласно Повести временных лет в 988 году великий князь Владимир осадил город Корсунь (древнерусское название Херсонеса Таврического) и потребовал в жены византийскую принцессу Анну, а византийские императоры в свою очередь потребовали крещения князя в православную веру, что и совпало с намерениями самого Владимира принять крещение «по закону греческому». Владимир принял крещение в Корсуни, а по возвращении в Киев началась христианизация Руси. Так Крым стал купелью православия русских земель.

На территории Крыма сохранилось много памятников периода Средневековья. Прежде всего это архитектурные ландшафты и руины оборонительного зодчества ‒ генуэзские крепости: в Феодосии (Кафа), Балаклаве (Чембало), в Гурзуфе, в Судаке и других местах. Подробно запечатлена в рисунках Михаила Иванова византийская крепость в городе Инкерман и пещерный монастырь в рисунках Никанора Чернецова.

 


Период:

Вид искусства:

Всего: 74
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Инкерман
Иванов М. М.
Инкерман
1783
ГРМ
Инкерман. Руины крепости
Иванов М. М.
Инкерман. Руины крепости
1783
ГРМ
Дворец в Бахчисарае
Петров В. П.
Дворец в Бахчисарае
1790–1796
ГРМ
Старый Крым (Пейзаж с армянской церковью)
Иванов М. М.
Старый Крым (Пейзаж с армянской церковью)
1797
ГРМ
Старый Крым. Руины школы (портал медресе хана Узбека)
Иванов М. М.
Старый Крым. Руины школы (портал медресе хана Узбека)
1797
ГРМ
Крещение Российского народа при великом князе Владимире
Шебуев В. К.
Крещение Российского народа при великом князе Владимире
1804
ГРМ
Бахчисарай
Чернецов Н. Г.
Бахчисарай
1834
ГРМ
В Бахчисарае
Чернецов Н. Г.
В Бахчисарае
1834
ГРМ
В Инкермане
Чернецов Н. Г.
В Инкермане
1834
ГРМ
В Инкерманской горе
Чернецов Н. Г.
В Инкерманской горе
1834
ГРМ
В Инкерманской горе
Чернецов Н. Г.
В Инкерманской горе
1834
ГРМ
Вид Инкермана
Чернецов Н. Г.
Вид Инкермана
1834
ГРМ
Вид в саду Бахчисарайского дворца
Чернецов Н. Г.
Вид в саду Бахчисарайского дворца
1834
ГРМ
Вид внутренности церкви в Инкермане
Чернецов Н. Г.
Вид внутренности церкви в Инкермане
1834
ГРМ
Вид внутри двора в Бахчисарайском дворце
Чернецов Н. Г.
Вид внутри двора в Бахчисарайском дворце
1834
ГРМ
Вид по дороге в Бахчисарай близ Королеса
Чернецов Н. Г.
Вид по дороге в Бахчисарай близ Королеса
1834
ГРМ
Двор Бахчисарайского дворца
Чернецов Н. Г.
Двор Бахчисарайского дворца
1834 (?)
ГРМ
Мусульманское кладбище в Бахчисарае
Чернецов Н. Г.
Мусульманское кладбище в Бахчисарае
1834
ГРМ
Надгробный памятник близ Бахчисарайского дворца
Чернецов Н. Г.
Надгробный памятник близ Бахчисарайского дворца
1834
ГРМ
Павильон с фонтаном в саду Бахчисарайского дворца
Чернецов Н. Г.
Павильон с фонтаном в саду Бахчисарайского дворца
1834
ГРМ
XVIII век. Присоединение Крыма к России

XVIII век ознаменован правлением Великой Екатерины II, эпохой Просвещения, осуществлением амбициозного «греческого проекта» и Присоединением Крыма к России, основанием Черноморского флота.

Подробнее

Крымское ханство являлось вассалом Османской империи и поставщиком славянских невольников, Кафа была центром работорговли. Постоянные набеги на территории Новороссии, опустошение русских областей привели к неизбежному военному ответу России. После первой русско-турецкой войны 1768‒1774 годов Россия обрела крымские крепости Керчь и Еникале, земли Северного Причерноморья, выход в Черное море и право держать в регионе военный флот. Крым стал независим от Турции. Но продолжала существовать опасность войны.

Именно стараниями светлейшего князя Григория Потемкина удалось добиться мирного присоединения к Российскому государству Крыма в 1783 году. Светлейший князь вошел в российскую историю и как основатель Черноморского флота

Художником Михаилом Ивановым, еще в 1780 году сопровождавшим фельдмаршала Потемкина в походах по южным окраинам империи, были сняты виды Крыма, составившие целый альбомный комплекс. В 1785 году за серию видов Крыма художнику присудили звание академика.

В 1784 году выходит Указ о строительстве города-крепости Севастополь в «лучшей гавани мира» (Ахтиарская бухта), положивший начало истории главной военно-морской базы Черноморского флота России, и Указ о строительстве Симферополя (на месте татарской деревни Ак-Мечеть), как столицы Крыма, крупного центра на пересечении всех путей.

В 1787 году Екатерина II совершает путешествие в «полуденный край России», и программной задачей художников становится запечатлеть «виды Тавриды», что стало важным материалом, подтвердившим масштабность и значимость предпринятого Екатериной II путешествия.

Бахчисарайский ханский дворец – единственный в мире образец крымско-татарского дворцового зодчества, который посетила Екатерина II и «удовольствие отражалось во всех чертах лица ее: она наслаждалась гордостью государыни, женщины и христианки при мысли, что заняла трон ханов, которые некогда были владыками России». Один из основоположников русского городского пейзажа, Федор Алексеев в 1795 году был командирован на юг России и в Крым для зарисовки мест, которые посетила Екатерина II. На картине «Вид города Бахчисарая» он изобразил городскую площадь рядом с ханским дворцом, Соколиную башню и мечеть Хан-Джами.

Реакция Турции обратилась во вторую русско-турецкую войну 1787-1791 годов (1788 – взятие после долгой осады Очакова; 1790 – победа русского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецким в битве в Керченском проливе; 1790 – победа русского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова в битве у острова Тендра; 1790 – штурм и взятие крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова). Художником Михаилом Ивановым были сняты важнейшие события и сражения, а также виды крепостей, завоеванных в ходе войны.

Вторая русско-турецкая война закончилась в 1791 году тем, что Турция подтвердила: Крым вошел в состав России. Аллегорическое изображение Ясского мирного договора было исполнено в фарфоровой пластике Рашетта. На полотне Андрея Воронина представлен торжественный прием императрицей посла Оттоманской порты с преподнесением драгоценных подарков по случаю окончания войны. На Петербургском монетном дворе отчеканены медали на важнейшие исторические события Крыма в XVIII веке — «Путь на пользу». Князь Потемкин скончался, но главное дело жизни исполнил.


Период:

Вид искусства:

Всего: 85
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Медаль в память побед над Турцией в 1770 году
Экслейн И.-Л.
Медаль в память побед над Турцией в 1770 году
1770
ГРМ
Медаль на победу при Кагуле в 1770 году
Иванов Т. И.
Медаль на победу при Кагуле в 1770 году
1770
ГРМ
Портрет генерал-аншефа графа А. Г. Орлова-Чесменского
Шубин Ф. И.
Портрет генерал-аншефа графа А. Г. Орлова-Чесменского
1770-е
ГРМ
Медаль в память заслуг графа П.А.Румянцева во время войны с турками
Егер И.-Г.-К., Гасс И.Б.
Медаль в память заслуг графа П.А.Румянцева во время войны с турками
1774
ГРМ
Чесменский бой под командой Алексея Орлова утром 7 июля 1770 года
Кано П.-Ш.
Чесменский бой под командой Алексея Орлова утром 7 июля 1770 года
1777
ГРМ
Портрет графа П. А. Румянцева-Задунайского
Шубин Ф. И.
Портрет графа П. А. Румянцева-Задунайского
1778
ГРМ
Освобождение пленных женщин
Шубин Ф. И.
Освобождение пленных женщин
1780–1782
ГРМ
Ак-мечеть (Симферополь)
Иванов М. М.
Ак-мечеть (Симферополь)
1783
ГРМ
Ахтиарская гавань
Иванов М. М.
Ахтиарская гавань
1783
ГРМ
В Старом Крыму
Иванов М. М.
В Старом Крыму
1783
ГРМ
В Старом Крыму
Иванов М. М.
В Старом Крыму
1783
ГРМ
В окрестностях Карасубазара. Водяная мельница
Иванов М. М.
В окрестностях Карасубазара. Водяная мельница
1783
ГРМ
Вид Балаклавы
Иванов М. М.
Вид Балаклавы
1783 (?)
ГРМ
Вид Балаклавы
Иванов М. М.
Вид Балаклавы
1783
ГРМ
Вид Бахчисарая
Иванов М. М.
Вид Бахчисарая
1783
ГРМ
Вид Инкермана
Иванов М. М.
Вид Инкермана
1783
ГРМ
Вид Феодосии
Иванов М. М.
Вид Феодосии
1783
ГРМ
Вид Феодосии (Кафы) (продолжение)
Иванов М. М.
Вид Феодосии (Кафы) (продолжение)
1783
ГРМ
Вид Феодосии (продолжение)
Иванов М. М.
Вид Феодосии (продолжение)
1783
ГРМ
Вид близ Ак-Мечети
Иванов М. М.
Вид близ Ак-Мечети
1783
ГРМ
XIX век

Подробнее

Император Александр I посетил Крым в 1818 году. Он повторил маршрут Екатерины II. Империя восстанавливалась после Отечественной войны, но несмотря на это, императором уделялось внимание освоению крымских земель. Еще в 1812 году был основан Никитский Ботанический сад для вывода новых сортов винограда, так начиналось русское виноделие.

Наместником в Крыму, губернатором Новороссийского края был назначен Михаил Семенович Воронцов. В Алупке он выкупает землю и строит знаменитую летнюю резиденцию. Воронцов также строил храмы, мечети, ставил памятники.
Большой интерес представляет альбом рисунков с видами Крыма Никанора Чернецова, созданный в 1830-е годы. С 1833 по 1836 год он находился на службе у графа М. С. Воронцова. Путешествуя вдоль берегов Черного моря на пароходе «Петр Великий», художник исполнил множество рисунков и акварелей. 

Будущий император Николай I посещал Крым еще будучи великим князем и вспоминал, что художникам писать Крым потрясающе, необыкновенные пейзажи, красота природы уникальна, но с точки зрения жизни - «еще делать и делать». А в 1837 году Николай I отправился в Крым уже как глава государства и был потрясен: дикий край стал краем культуры. Его впечатлило развитие дорог, виноделия, военной морской базы в Севастополе, строительство новых дворцов. В 1843 году по указанию императора для его супруги Александры Федоровны началось строительство дворца в Нижней Ореанде. Дворец, построенный по проекту А.Штакеншнейдера, не сохранился, но остался запечатлен на рисунке А.Боголюбова и гравюре Дюпрессуара.

Но прежде всего Николай I относился к Крыму не как к курорту, а как к военной базе. В этот период Ивану Айвазовскому была заказана картина Николаем I «Русская эскадра на Севастопольском рейде» (1846). В центре полотна изображена яхта с поднятыми императорским штандартом, на берегу толпится приветствующий императора народ, а перед яхтой выстроились в парадном порядке корабли Черноморского флота.

В 1837 году один из крупнейших уральских заводовладельцев А. Н. Демидов снарядил за свой счет экспедицию для изучения Южной России и Крыма. Главной ее целью стал Донской каменноугольный бассейн, где в середине 1830-х гг. были обнаружены огромные залежи каменного угля. А. Н. Демидова в этом путешествии сопровождали два французских художника: литограф Огюст Раффе и акварелист Огюст де Сэнсон. В 1840–1842 гг. вышло в свет четырехтомное описание экспедиции – «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию, Молдавию, совершенное в 1837 г. под руководством Анатолия Демидова». В Русском музее хранится один из экземпляров альбома с иллюстрациями Раффе. Серия литографий представляет собой уникальные этнографические исследования Крыма. Семьи татар и караимов, русские крестьяне, цыгане, армяне, еврейские негоцианты, татары-дервиши, арнауты, татарские школы и бани, мечети, запечатленные во всех подробностях на литографиях из этого альбома, отражают многонациональный состав населения Крымского полуострова. 

Крымская война (1853-1856) стала глобальным военным конфликтом. Год длилась Осада Севастополя. Император отправил туда своих двух сыновей: Михаила Николаевича и Николая Николаевича, для солдат это было важно. Августейшие севастопольцы приняли участие в Инкерманском сражении. Герои и события Крымской войны 1853—1856 годов, виды Севастополя этого периода наиболее полно представлены в литографиях «Русского художественного листка», издававшегося Василием Тиммом в эти годы в Петербурге с целью освещения важнейших явлений общественной жизни страны. В литографии В.Ф Тимма также задокументировано «Посещение Селенгинского редута у Севастополя великими князьями…». На рисунке Фердинанда Тейхеля изображен Николая I в его Кабинете в Зимнем дворце с наследником великим князем Александром Николаевичем за чтением очередного известия из Крыма (1854). Этот рисунок был в этом же году гравирован А.Козловым. В 1854 году, в разгар Крымской войны, произошло освящение Владимирского собора в Севастополе. Собор стал усыпальницей адмиралов М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, В. А. Корнилова и В. И. Истомина. Их могила в склепе сооружаемого собора изображена на литографии В.Ф. Тимма.

Одним из главных сражений Крымской войны стало сражение 18 ноября 1853 года у мыса Синоп, в котором русская эскадра уничтожила турецкий флот. Синопское сражение запечатлено на картине Алексея Боголюбова.

С 1861 года Ливадийское имение стало летней резиденцией императора Александра II и императорской семьи. По проекту И.А. Монигетти был построен Большой императорский дворец, Дворец наследника (Малый дворец), Крестовоздвиженская церковь и другие постройки. Ливадия становится южной политической столицей.

 

 


Период:

Вид искусства:

Всего: 183
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Балаклава
Иванов И. А.
Балаклава
1803-1804
ГРМ
Вид Феодосии
Иванов И. А.
Вид Феодосии
1803 (?)
ГРМ
Гарем в Бахчисарайском дворце
Иванов И. А.
Гарем в Бахчисарайском дворце
1803 (?)
ГРМ
Судак. Генуэзская крепость
Иванов И. А.
Судак. Генуэзская крепость
1803 (?)
ГРМ
Вид на Ай-Петри
Мивилль Ж. К.
Вид на Ай-Петри
Между 1817 и 1819
ГРМ
Портрет князя М. С. Воронцова
Гиппиус Г. Ф.
Портрет князя М. С. Воронцова
1822
ГРМ
Штаб-офицер лейб-гвардии Крымско-татарского эскадрона
Белоусов Л. А.
Штаб-офицер лейб-гвардии Крымско-татарского эскадрона
1830-1831 (?)
ГРМ
Дворец князя М. С. Воронцова в Алупке
Чернецов Н. Г.
Дворец князя М. С. Воронцова в Алупке
1833
ГРМ
Дом М. С. Воронцова в Алупке
Чернецов Н. Г.
Дом М. С. Воронцова в Алупке
1833-1836
ГРМ
Татарская свадьба
Айвазовский И. К.
Татарская свадьба
1833
ГРМ
Бахчисарай
Чернецов Н. Г.
Бахчисарай
1834
ГРМ
В Бахчисарае
Чернецов Н. Г.
В Бахчисарае
1834
ГРМ
Вид в Мисхоре
Чернецов Н. Г.
Вид в Мисхоре
1834
ГРМ
Вид в саду Бахчисарайского дворца
Чернецов Н. Г.
Вид в саду Бахчисарайского дворца
1834
ГРМ
Вид внутри двора в Бахчисарайском дворце
Чернецов Н. Г.
Вид внутри двора в Бахчисарайском дворце
1834
ГРМ
Вид по дороге в Бахчисарай близ Королеса
Чернецов Н. Г.
Вид по дороге в Бахчисарай близ Королеса
1834
ГРМ
Водопровод в Инкермане
Чернецов Н. Г.
Водопровод в Инкермане
1834
ГРМ
Водопровод в Инкермане
Чернецов Н. Г.
Водопровод в Инкермане
1834
ГРМ
Водопровод сквозь Инкерманскую гору
Чернецов Н. Г.
Водопровод сквозь Инкерманскую гору
1834
ГРМ
Водопровод сквозь Инкерманскую гору
Чернецов Н. Г.
Водопровод сквозь Инкерманскую гору
1834
ГРМ
XX век

В XX веке Крым привлекал к себе многих художников, поэтов, писателей. Творчество Константина Богаевского практически полностью было посвящено родному Крыму. Его цикл литографий, изданный в 1923 году, переносит зрителя во времена древней Киммерии.

Подробнее

С Крымом связаны судьбы многих русских писателей и поэтов. Они приезжали на службу, на отдых, за вдохновением. Для некоторых Крым становился постоянным местом жительства, таким он стал и для классика мировой литературы, драматурга Антона Павловича Чехова. В 1898 году он покупает участок земли в Ялте, где разбивает сад и строит дом. Прообразом вишневого сада в пьесе Чехова стал именно ялтинский сад. Помимо «Вишневого сада» в Ялте Антон Павлович написал пьесу «Три сестры», повесть «В овраге», рассказы «Дама с собакой», «На святках» и мн.др. Сегодня это «Дом-музей Антона Павловича Чехова в Ялте». Основателем музея стала единственная родная сестра писателя Мария Павловна Чехова, которая в годы Великой Отечественной войны и оккупации Ялты не покидала дом, и многократно его спасала от посягательств фашистских солдат. 

Александр Куприн, впервые приехавший в Крым в 1907 году, в 1920-е - 1940-е годы создал здесь одни из лучших своих пейзажей. В XX веке в Крыму также работали Максимилиан Волошин, К.С.Петров-Водкин и его ученица, уроженка Крыма, Мария Ломакина, чьи рисунки о жизни крымских колхозов также хранятся в Русском музее.

Одну из героических страниц в истории Севастополя запечатлел Александр Дейнека в своем знаменитом полотне «Оборона Севастополя» (1942). Образцом батального жанра в советском искусстве является картина Павла Соколова-Скали \"Штурм Севастополя\" (1944-1947), посвященная решающему сражению за город, освобожденный от фашистов 9 мая 1944 года в результате кровопролитных боев. 

Трагическим страницам аджимушкайской трагедии посвятил свой цикл \"Аджимушкай. 1942\" Николай Бут. Все произведения цикла хранятся в Восточно-Крымском историко-культурном музее-заповеднике (г. Керчь).

Важнейшее событие Второй мировой войны – Ялтинская (Крымская) конференция лидеров трех великих держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 4–11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце города Ялты – запечатлено на холсте Дмитрия Налбандяна «На Крымской конференции» (1945) и в скульптурной композиции Александра Грубе (1945).

 

 


Период:

Вид искусства:

Всего: 82
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Портрет А. П. Чехова
Неизвестный художник
Портрет А. П. Чехова
Конец XIX - начало XX вв
ГРМ
Виноград. Крым
Остроумова-Лебедева А. П.
Виноград. Крым
1907
ГРМ
Портрет Максимилиана Волошина
Головин А. Я.
Портрет Максимилиана Волошина
1909
ГРМ
На берегу моря
Коровин К. А.
На берегу моря
1910
ГРМ
Портрет А. П. Чехова
Каплун А. В.
Портрет А. П. Чехова
1910
ГРМ
Вид Феодосии со стороны Карантина с развалинами генуэзской крепости
Поленов В. Д.
Вид Феодосии со стороны Карантина с развалинами генуэзской крепости
1912
ГРМ
Пристань в Гурзуфе
Коровин К. А.
Пристань в Гурзуфе
1914
ГРМ
Во дворике сакли
Ломакина М. В.
Во дворике сакли
Конец 1910-х - начало 1920-х
ГРМ
Портрет А. П. Чехова
Чехонин С. В.
Портрет А. П. Чехова
1919
ГРМ
Старик татарин у сакли
Ломакина М. В.
Старик татарин у сакли
Конец 1910-х - начало 1920-х
ГРМ
Коктебель. Пейзаж с деревьями
Волошин М. А.
Коктебель. Пейзаж с деревьями
1921
ГРМ
Татарин в папахе. Крым
Ломакина М. В.
Татарин в папахе. Крым
1921
ГРМ
Армянская церковь в Ялте
Ломакина М. В.
Армянская церковь в Ялте
1922
ГРМ
Крым. «Козы». Пейзаж
Богаевский К. Ф.
Крым. «Козы». Пейзаж
Начало 1920-х
ГРМ
Портрет А. В. Куприна
Богородский Ф. С.
Портрет А. В. Куприна
1922
ГРМ
Женский портрет в ялтинской мастерской
Ломакина М. В.
Женский портрет в ялтинской мастерской
1923
ГРМ
Коктебель
Волошин М. А.
Коктебель
1923
ГРМ
Мужской портрет в ялтинской мастерской
Ломакина М. В.
Мужской портрет в ялтинской мастерской
1923
ГРМ
Окрестности Kоктебеля
Волошин М. А.
Окрестности Kоктебеля
1923
ГРМ
Переправа через Керченский пролив по льду огневой бригады 9-ой Донской дивизии...
Павлинов П. Я.
Переправа через Керченский пролив по льду огневой бригады 9-ой Донской дивизии...
1923
ГРМ
Путешествие в Южную Россию и Крым... в 1837 г. под руководством А. Демидова

В 1837 г. один из крупнейших уральских заводовладельцев А.Н.Демидов снарядил за свой счет экспедицию для изучения Южной России и Крыма, в которой приняли участие несколько выдающихся учёных и художников во главе со знаменитым профессором горной парижской школы Ф. Ле-Пле. Главной целью экспедиции был именно Донской каменноугольный бассейн, где в середине 1830-х гг. были обнаружены огромные залежи каменного угля. Этнографические исследования Крыма также были интересны А. Демидову. Это определило маршрут и задачи путешествия.

Подробнее

Путешествие А.Н. Демидова состоялось при поддержке императора Николая I. Во всех трех губерниях Российской империи, по территории которых проходил маршрут путешествия, - Таврической, Екатеринославской и Херсонской, - участникам путешествия было оказано полное содействие местных властей. А.Н. Демидова в этом путешествии сопровождали два художника: литограф Огюст Раффе и акварелист Огюст де Сэнсон.

В 1840–1842 гг. вышло в свет четырехтомное описание этого путешествия ‒ «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию, Молдавию, совершенное в 1837 г. под руководством Анатолия Демидова» на французском языке. К текстовым томам прилагался иллюстрированный атлас и альбом с 78 иллюстрациями работы французского художника Раффе (О. Raffet, 1804–1860).

Оригинальная публикация материалов путешествия, в которой тексты дополняли два атласа рисунков, гравюр и карт, делающие результаты экспедиции более наглядными и иллюстрирующие разнообразные впечатления путешественников, позволила направить это издание в университетские и публичные библиотеки России и в профильные научные общества. Активное личное участие А. Демидова в экспедиции позволили Петербургской, Мюнхенской, Парижской и Стокгольмской академиям объявить его своим почетным членом, а в 1844 году он был избран президентом Императорского Минералогического общества.

 

В 1853 году в Москве, в издательстве Александра Сёмина вышел солидный том под названием «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году, Анатолием Демидовым» с иллюстрациями Раффе (Демидов А.Н. Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию. М., 1853. 543 с. // URL: http://elib.shpl.ru/nodes/20611#mode/flipbook/page/5/zoom/3). Это издание является переводом отдельных томов сочинения А.Н. Демидова, которое было опубликовано на французском языке в 1840-42 гг. При этом были выбраны именно те фрагменты, где изложены исследования и наблюдения этнографического, исторического и статистического характера.

Подробнее о путешествии А.Демидова см. Суровцева Н.Г. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮЖНОЙ РОССИИ И КРЫМУ А.Н. ДЕМИДОВА // НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (37) 2022. С. 1-9 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puteshestvie-po-yuzhnoy-rossii-i-krymu-a-n-demidova/viewer.

Материалы путешествия, опубликованные на русском языке, переизданы в 2011 году в серии «Крымские путешествия» при поддержке Фундаментальной библиотеки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского (Петрова Э.Б., Прохорова Т.А. Крымские путешествия: Н.Н. Мурзакевич, А.Н. Демидов (к 200-летнему юбилею Н.В. Гоголя). Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. 328 с.).


Период:

Всего: 37
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Татарская семья в дороге около Ялты. "Famille..."
Раффе Д.-О.-М.
Татарская семья в дороге около Ялты. "Famille..."
1837
ГРМ
Цыганский кузнец в Бахчисарае. «Forgeron...»
Раффе Д.-О.-М.
Цыганский кузнец в Бахчисарае. «Forgeron...»
1837
ГРМ
Арнауты — Береговая стража в Балаклаве. «Arnaouts ...»
Раффе Д.-О.-М.
Арнауты — Береговая стража в Балаклаве. «Arnaouts ...»
1838 — 1848
ГРМ
Вид Алушты. (1837 г.) «Vue du village tatar d Alouchta»
Раффе Д.-О.-М.
Вид Алушты. (1837 г.) «Vue du village tatar d Alouchta»
1838 - 1848
ГРМ
Вид Балаклавы. «Vue de Balaklawa»
Раффе Д.-О.-М.
Вид Балаклавы. «Vue de Balaklawa»
1838 - 1848
ГРМ
Вид Чуфут Кале
Раффе Д.-О.-М.
Вид Чуфут Кале
1838 - 1848
ГРМ
Вид города Ялта и залива. «Vue de Yalta»
Раффе Д.-О.-М.
Вид города Ялта и залива. «Vue de Yalta»
1838-1848
ГРМ
Вид на Арабатскую стрелку. Крым. «Vue ... de la tleche d Arabat»
Раффе Д.-О.-М.
Вид на Арабатскую стрелку. Крым. «Vue ... de la tleche d Arabat»
1838 - 1848
ГРМ
Главная улица в Бахчисарае
Раффе Д.-О.-М.
Главная улица в Бахчисарае
1838 - 1848
ГРМ
Гробница Марии в Бахчисарае. «Tombeau de Mariam»
Раффе Д.-О.-М.
Гробница Марии в Бахчисарае. «Tombeau de Mariam»
1838 - 1848
ГРМ
Дворец графа Воронцова в Алупке. «Chateau ...»
Раффе Д.-О.-М.
Дворец графа Воронцова в Алупке. «Chateau ...»
1838-1848
ГРМ
Дома татарских крестьян около Ялты. «Maisons de paysans»
Раффе Д.-О.-М.
Дома татарских крестьян около Ялты. «Maisons de paysans»
1838 - 1848
ГРМ
Еврейские негоцианты. «Negociants...»
Раффе Д.-О.-М.
Еврейские негоцианты. «Negociants...»
1838-1848
ГРМ
Жилище цыган в горах около Бахчисарая. «Habitition...»
Раффе Д.-О.-М.
Жилище цыган в горах около Бахчисарая. «Habitition...»
1838 - 1848
ГРМ
Караимы «Karaimes»
Раффе Д.-О.-М.
Караимы «Karaimes»
1838 - 1848
ГРМ
Карасубазар. Крым. Армяне и татары в кафе. «Armeniens et Tatars ...»
Раффе Д.-О.-М.
Карасубазар. Крым. Армяне и татары в кафе. «Armeniens et Tatars ...»
1838 - 1848
ГРМ
Керчь. Вид старого базара и горы Митридат. «Vue de vieux bazar»
Раффе Д.-О.-М.
Керчь. Вид старого базара и горы Митридат. «Vue de vieux bazar»
1838 - 1848
ГРМ
Крым. Фонтан Марии
Раффе Д.-О.-М.
Крым. Фонтан Марии
1838-1848
ГРМ
Мадъяр
Раффе Д.-О.-М.
Мадъяр
1838 - 1848
ГРМ
Мечеть ханского дворца в Бахчисарае. «Mosqyee»
Раффе Д.-О.-М.
Мечеть ханского дворца в Бахчисарае. «Mosqyee»
1838 - 1848
ГРМ
Крымская война 1853—1856 годов

Крымская война 1853—1856 годов — глобальный военный конфликт между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой стороны.


Период:

Вид искусства:

Всего: 39
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Известие из Крыма 1854 года. Кабинет императора Николая I в Зимнем дворце в Петербурге
Козлов А. А.
Известие из Крыма 1854 года. Кабинет императора Николая I в Зимнем дворце в Петербурге
1850-е
ГРМ
Портрет адмирала П. С. Нахимова
Борель П. Ф., Литографская мастерская А. Э. Мюнстера
Портрет адмирала П. С. Нахимова
1850-е
ГРМ
Сражение при Ольтенице 23 октября 1853 года
Дейнерт А.
Сражение при Ольтенице 23 октября 1853 года
Не ранее 1853
ГРМ
Бомбардирование Севастополя турецко-англо-французским флотом
Тимм В. Ф.
Бомбардирование Севастополя турецко-англо-французским флотом
1854
ГРМ
Бомбардировка Бомарзунда англо-французской эскадрой в июне 1854 года
Бретон Л. Л.
Бомбардировка Бомарзунда англо-французской эскадрой в июне 1854 года
Не ранее 1854
ГРМ
Виды Севастополя
Тимм В. Ф.
Виды Севастополя
1854
ГРМ
Георгий Победоносец
Пименов Н. С.
Георгий Победоносец
1854-1855
ГРМ
Известие из Крыма
Тейхель Ф.
Известие из Крыма
1854
ГРМ
Раек. Сатира на события Крымской войны. Картина вторая. «Сны султана»
Неизвестный художник
Раек. Сатира на события Крымской войны. Картина вторая. «Сны султана»
1854
ГРМ
 Битва на Малаховом кургане в сентябре 1855 года
Бретон Л. Л.
Битва на Малаховом кургане в сентябре 1855 года
Не ранее 1855
ГРМ
Бомбардировка Севастополя
Бретон Л. Л.
Бомбардировка Севастополя
Не ранее 1855
ГРМ
Вид Севастополя
Тимм В. Ф.
Вид Севастополя
1855
ГРМ
Вид из города Севастополя на Южную бухту и Корабельную
Тимм В. Ф.
Вид из города Севастополя на Южную бухту и Корабельную
1855
ГРМ
Виды северной стороны Севастополя
Тимм В. Ф.
Виды северной стороны Севастополя
1855
ГРМ
Войска на дороге из Севастополя в село Чоргун
Тимм В. Ф.
Войска на дороге из Севастополя в село Чоргун
1855 (?)
ГРМ
Группа участников севастопольской обороны
Тимм В. Ф.
Группа участников севастопольской обороны
1855
ГРМ
Групповой портрет солдат, участвовавших в обороне Севастополя в 1855 г
Тимм В. Ф.
Групповой портрет солдат, участвовавших в обороне Севастополя в 1855 г
1855
ГРМ
Защитники Севастополя
Тимм В. Ф.
Защитники Севастополя
1855
ГРМ
Могила адмирала М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, В. А. Корнилова и В. И. Истомина в склепе, сооруженном в церкви св. Владимира в Севастополе
Тимм В. Ф.
Могила адмирала М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, В. А. Корнилова и В. И. Истомина в склепе, сооруженном в церкви св. Владимира в Севастополе
1855
ГРМ
Морское сражение под Нарвой в июле 1855 года
Бретон Л. Л.
Морское сражение под Нарвой в июле 1855 года
Не ранее 1855
ГРМ
Крым. М.Иванова


Период:

Всего: 55
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Ак-мечеть (Симферополь)
Иванов М. М.
Ак-мечеть (Симферополь)
1783
ГРМ
Ахтиарская гавань
Иванов М. М.
Ахтиарская гавань
1783
ГРМ
В Старом Крыму
Иванов М. М.
В Старом Крыму
1783
ГРМ
В Старом Крыму
Иванов М. М.
В Старом Крыму
1783
ГРМ
В окрестностях Карасубазара. Водяная мельница
Иванов М. М.
В окрестностях Карасубазара. Водяная мельница
1783
ГРМ
Вид Балаклавы
Иванов М. М.
Вид Балаклавы
1783 (?)
ГРМ
Вид Балаклавы
Иванов М. М.
Вид Балаклавы
1783
ГРМ
Вид Бахчисарая
Иванов М. М.
Вид Бахчисарая
1783
ГРМ
Вид Инкермана
Иванов М. М.
Вид Инкермана
1783
ГРМ
Вид Феодосии
Иванов М. М.
Вид Феодосии
1783
ГРМ
Вид Феодосии (Кафы) (продолжение)
Иванов М. М.
Вид Феодосии (Кафы) (продолжение)
1783
ГРМ
Вид Феодосии (продолжение)
Иванов М. М.
Вид Феодосии (продолжение)
1783
ГРМ
Вид близ Ак-Мечети
Иванов М. М.
Вид близ Ак-Мечети
1783
ГРМ
Вид близ Старого Крыма
Иванов М. М.
Вид близ Старого Крыма
1783
ГРМ
Вид на Ак-мечеть (Симферополь)
Иванов М. М.
Вид на Ак-мечеть (Симферополь)
1783
ГРМ
Вид на Акмечеть
Иванов М. М.
Вид на Акмечеть
1783
ГРМ
Вид на Инкерман от Ахтиарской гавани
Иванов М. М.
Вид на Инкерман от Ахтиарской гавани
1783
ГРМ
Вид на Инкерман от Ахтиарской гавани
Иванов М. М.
Вид на Инкерман от Ахтиарской гавани
1783
ГРМ
Вид по дороге к Инкерману
Иванов М. М.
Вид по дороге к Инкерману
1783
ГРМ
Водяная мельница близ Карасубазара
Иванов М. М.
Водяная мельница близ Карасубазара
1783
ГРМ
Крым Н. Чернецова

Живописец и график Никанор Григорьевич Чернецов (1805-1879), младший брат Григория Чернецова, с 1833 по 1836 годы находился на службе у графа Михаила Семеновича Воронцова. Путешествуя вдоль берегов Черного моря на пароходе «Петр Великий», стремился как можно больше увидеть и запечатлеть, исполнил множество рисунков и акварелей пейзажей и архитектуры. Эти педантичные, тщательно исполненные рисунки, с документальной точностью и правдивостью наблюдений, пробуждали интерес и любовь к Отечеству, способствовали его изучению.


Период:

Всего: 43
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Дворец князя М. С. Воронцова в Алупке
Чернецов Н. Г.
Дворец князя М. С. Воронцова в Алупке
1833
ГРМ
Дом М. С. Воронцова в Алупке
Чернецов Н. Г.
Дом М. С. Воронцова в Алупке
1833-1836
ГРМ
Бахчисарай
Чернецов Н. Г.
Бахчисарай
1834
ГРМ
В Бахчисарае
Чернецов Н. Г.
В Бахчисарае
1834
ГРМ
В Инкермане
Чернецов Н. Г.
В Инкермане
1834
ГРМ
В Инкерманской горе
Чернецов Н. Г.
В Инкерманской горе
1834
ГРМ
В Инкерманской горе
Чернецов Н. Г.
В Инкерманской горе
1834
ГРМ
Вид Инкермана
Чернецов Н. Г.
Вид Инкермана
1834
ГРМ
Вид в Мисхоре
Чернецов Н. Г.
Вид в Мисхоре
1834
ГРМ
Вид в саду Бахчисарайского дворца
Чернецов Н. Г.
Вид в саду Бахчисарайского дворца
1834
ГРМ
Вид внутренности церкви в Инкермане
Чернецов Н. Г.
Вид внутренности церкви в Инкермане
1834
ГРМ
Вид внутри двора в Бахчисарайском дворце
Чернецов Н. Г.
Вид внутри двора в Бахчисарайском дворце
1834
ГРМ
Вид по дороге в Бахчисарай близ Королеса
Чернецов Н. Г.
Вид по дороге в Бахчисарай близ Королеса
1834
ГРМ
Водопровод в Инкермане
Чернецов Н. Г.
Водопровод в Инкермане
1834
ГРМ
Водопровод в Инкермане
Чернецов Н. Г.
Водопровод в Инкермане
1834
ГРМ
Водопровод сквозь Инкерманскую гору
Чернецов Н. Г.
Водопровод сквозь Инкерманскую гору
1834
ГРМ
Водопровод сквозь Инкерманскую гору
Чернецов Н. Г.
Водопровод сквозь Инкерманскую гору
1834
ГРМ
Город Керчь
Чернецов Н. Г.
Город Керчь
1834-1836
ГРМ
Город Керчь с горою Митридата
Чернецов Н. Г.
Город Керчь с горою Митридата
1834
ГРМ
Двор Бахчисарайского дворца
Чернецов Н. Г.
Двор Бахчисарайского дворца
1834 (?)
ГРМ
Крым И.Айвазовского


Период:

Вид искусства:

Всего: 20
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Татарская свадьба
Айвазовский И. К.
Татарская свадьба
1833
ГРМ
Вид города Керчи
Айвазовский И. К.
Вид города Керчи
1845
ГРМ
Вид на Севастополь
Айвазовский И. К.
Вид на Севастополь
1845
ГРМ
Вид на скалистый берег со стороны моря
Айвазовский И. К.
Вид на скалистый берег со стороны моря
1845
ГРМ
Вид порта в Керчи
Айвазовский И. К.
Вид порта в Керчи
1845
ГРМ
Феодосия
Айвазовский И. К.
Феодосия
1845
ГРМ
Русская эскадра на Севастопольском рейде
Айвазовский И. К.
Русская эскадра на Севастопольском рейде
1846
ГРМ
Закат солнца у крымских берегов
Айвазовский И. К.
Закат солнца у крымских берегов
1856
ГРМ
Утро на морском берегу. Судак
Айвазовский И. К.
Утро на морском берегу. Судак
1856
ГРМ
Фонтан в Старом Крыму
Айвазовский И. К.
Фонтан в Старом Крыму
Около 1858
ГРМ
Вид Георгиевского монастыря близ Севастополя
Айвазовский И. К.
Вид Георгиевского монастыря близ Севастополя
1858
ГРМ
Вид на Генуэзскую крепость с берега селения Судак
Айвазовский И. К.
Вид на Генуэзскую крепость с берега селения Судак
1858
ГРМ
Вид на Феодосию с западного берега бухты
Айвазовский И. К.
Вид на Феодосию с западного берега бухты
1858
ГРМ
Лунная ночь в Крыму
Айвазовский И. К.
Лунная ночь в Крыму
1859
ГРМ
Вид в Крыму при закате солнца
Айвазовский И. К.
Вид в Крыму при закате солнца
1862
ГРМ
Вид моря с гор. Крым
Айвазовский И. К.
Вид моря с гор. Крым
1864
ГРМ
Буря у мыса Айя
Айвазовский И. К.
Буря у мыса Айя
1875
ГРМ
Судак. Крепость
Айвазовский И. К.
Судак. Крепость
1893
ГРМ
Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца
Айвазовский И. К.
Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца
1899
ГРМ
Могила Айвазовского у древнего армянского храма
Куприн А. В.
Могила Айвазовского у древнего армянского храма
1946
ГРМ
Крым К. Богаевского


Период:

Вид искусства:

Всего: 25
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Старый Крым
Богаевский К. Ф.
Старый Крым
1902
ГРМ
Пейзаж
Богаевский К. Ф.
Пейзаж
1910
ГРМ
Киммерийские сумерки
Богаевский К. Ф.
Киммерийские сумерки
1911
ГРМ
Утро
Богаевский К. Ф.
Утро
1911
ГРМ
Фантастический пейзаж с солнцем
Богаевский К. Ф.
Фантастический пейзаж с солнцем
1911
ГРМ
Пейзаж
Богаевский К. Ф.
Пейзаж
1910-е
ГРМ
Атлантида
Богаевский К. Ф.
Атлантида
1922
ГРМ
Вечернее солнце
Богаевский К. Ф.
Вечернее солнце
1922
ГРМ
Горный пейзаж
Богаевский К. Ф.
Горный пейзаж
1922
ГРМ
Древняя земля
Богаевский К. Ф.
Древняя земля
1922
ГРМ
Крым. «Козы». Пейзаж
Богаевский К. Ф.
Крым. «Козы». Пейзаж
Начало 1920-х
ГРМ
Ночь
Богаевский К. Ф.
Ночь
1922
ГРМ
Облако
Богаевский К. Ф.
Облако
1922
ГРМ
Пейзаж
Богаевский К. Ф.
Пейзаж
1922
ГРМ
Пейзаж
Богаевский К. Ф.
Пейзаж
1922
ГРМ
Пейзаж с озером
Богаевский К. Ф.
Пейзаж с озером
1922
ГРМ
Радуга
Богаевский К. Ф.
Радуга
1922
ГРМ
Солнечный берег
Богаевский К. Ф.
Солнечный берег
1922
ГРМ
Среди скал
Богаевский К. Ф.
Среди скал
1922
ГРМ
Старый город
Богаевский К. Ф.
Старый город
1922
ГРМ
Крым М. Волошина


Период:

Вид искусства:

Всего: 21
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Портрет Максимилиана Волошина
Головин А. Я.
Портрет Максимилиана Волошина
1909
ГРМ
Коктебель. Пейзаж с деревьями
Волошин М. А.
Коктебель. Пейзаж с деревьями
1921
ГРМ
Коктебель
Волошин М. А.
Коктебель
1923
ГРМ
Окрестности Kоктебеля
Волошин М. А.
Окрестности Kоктебеля
1923
ГРМ
Крым. Окрестности Kоктебеля
Волошин М. А.
Крым. Окрестности Kоктебеля
1924
ГРМ
Крым. Окрестности Kоктебеля
Волошин М. А.
Крым. Окрестности Kоктебеля
1924
ГРМ
Коктебель. Лягушачья бухта
Волошин М. А.
Коктебель. Лягушачья бухта
1925
ГРМ
Розовые сумерки
Волошин М. А.
Розовые сумерки
1925
ГРМ
Горный пейзаж
Волошин М. А.
Горный пейзаж
1926
ГРМ
Древние сумерки
Волошин М. А.
Древние сумерки
1926
ГРМ
Июньский вечер
Волошин М. А.
Июньский вечер
1926
ГРМ
Коктебель. Дома у дороги
Волошин М. А.
Коктебель. Дома у дороги
1926
ГРМ
Крым
Волошин М. А.
Крым
1926
ГРМ
Лунный вихрь
Волошин М. А.
Лунный вихрь
1926
ГРМ
Пейзаж в Kоктебеле
Волошин М. А.
Пейзаж в Kоктебеле
1926
ГРМ
Свинцовый свет
Волошин М. А.
Свинцовый свет
1926
ГРМ
Скалистый пейзаж
Волошин М. А.
Скалистый пейзаж
1926
ГРМ
Крымский пейзаж
Волошин М. А.
Крымский пейзаж
1927
ГРМ
Портрет поэта М. А. Волошина
Остроумова-Лебедева А. П.
Портрет поэта М. А. Волошина
1927
ГРМ
Горное озеро
Волошин М. А.
Горное озеро
1928
ГРМ
А. С. Пушкин. «Бахчисарайский фонтан»

Пушкин побывал в Крыму в 1820 году. Поэма «Бахчисарайский фонтан» написана А.С.Пушкиным в 1821—1823 годах под впечатлением от посещения Бахчисарайского дворца крымских ханов. Стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца» – в 1824.

Подробнее

15 августа, переправившись из Тамани в Керчь через пролив, Раевские и Пушкин вступили на землю Крыма. 16 августа они прибыли в Феодосию: «Из Керчи приехали в Кефу...» – вспоминал он впоследствии. 18 августа морем направились в Гурзуф. 

Три недели  провел поэт в Гурзуфе, считая их «счастливейшими минутами» своей жизни. В Гурзуфе А.С. Пушкин с семьей генерала Н.Н. Раевского жил в доме А.Э. Ришелье – первом европейском строении на всем Южном побережье со времен завоевания Крыма. Дом Ришелье сохранился до нашего времени. Теперь в нем музей А.С. Пушкина (https://yalta-museum.ru/ru/muzej-as-pushkina-v-gurzufe.html). По словам поэта это были одни из самых счастливых дней в его жизни. «В Гурзуфе, – отмечал А. Пушкин, – жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом… Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря, – и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество».

5 сентября Раевские и Пушкин, минуя селения Никиту, Дерекой, Аутку, Ореанду, Гаспру, Кореиз и Мисхор добрались до Алупки, где заночевали в татарском доме. На следующий день, миновав Симеиз, Кикинеиз и Кучук-кой, поднявшись по перевалу Шейтан-Мердвен, добрались до мыса Фиолент, где заночевали в Георгиевском монастыре.

7-го сентября утром выехали, а к вечеру прибыли в Бахчисарай. Пройдя внутренними двориками, Пушкин увидел развалины гарема. Дикие розы плащом покрывали камни стены. Поэт сорвал две и положил их к подножию почти иссякшего фонтана, которому позже посвятил стихи, а также поэму «Бахчисарайский фонтан».

Уже на следующий день Пушкин был в Симферополе, где задержался примерно на неделю и поспешил к месту службы в Кишинев. Больше ему не довелось увидеть Крым // Подробнее см. Крым в поэзии А. С. Пушкина (Публикация музея А.С.Пушкина в Гурзуфе https://yalta-museum.ru/ru/krym-v-poezii-a-s-pushkina.html)

 Фонтану Бахчисарайского дворца

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…

Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочел я дальной;
Но о Марии ты молчал…

Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?

1824 г.

 

Поэма «Бахчисарайский фонтан» написана А.С.Пушкиным в 1821—1823 годах под впечатлением от посещения Бахчисарайского дворца крымских ханов.

Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И селы мирные России,
В Тавриду возвратился хан,
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна
(Символ конечно дерзновенный,
Незнанья жалкая вина).
Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.

Полный текст поэмы см. на Культура.РФ (https://www.culture.ru/poems/5085/bakhchisaraiskii-fontan)

 


Период:

Вид искусства:

Всего: 15
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Бахчисарайский фонтан
Иванов И. А.
Бахчисарайский фонтан
1803 (?)
ГРМ
Жены Гирея у фонтана
Галактионов С. Ф.
Жены Гирея у фонтана
1827 (?)
ГРМ
Портрет А. С. Пушкина
Уткин Н. И.
Портрет А. С. Пушкина
1827
ГРМ
Фонтан слез в Бахчисарайском дворце
Чернецов Н. Г.
Фонтан слез в Бахчисарайском дворце
1834
ГРМ
Фонтан в Бахчисарайском дворце
Чернецов Н. Г.
Фонтан в Бахчисарайском дворце
1836
ГРМ
Бахчисарайский фонтан
Брюллов К. П.
Бахчисарайский фонтан
1838 (?)
ГРМ
Крым. Фонтан Марии
Раффе Д.-О.-М.
Крым. Фонтан Марии
1838-1848
ГРМ
Бахчисарайский фонтан
Гагарин Г. Г.
Бахчисарайский фонтан
1840-е (?)
ГРМ
Бахчисарайский фонтан
Гурке В.
Бахчисарайский фонтан
1860 (?)
ГРМ
Бахчисарайский фонтан
Неизвестный художник
Бахчисарайский фонтан
Не ранее 1863
ГРМ
Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
Трутовский К. А.
Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
1860-е (?)
ГРМ
Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца
Айвазовский И. К.
Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца
1899
ГРМ
Шкатулка «Бахчисарайский фонтан»
Баканов И. М., Палех, Ивановская обл.
Шкатулка «Бахчисарайский фонтан»
1930
ГРМ
Портсигар «Бахчисарайский фонтан»
Катунина М. А., Палех, Ивановская обл.
Портсигар «Бахчисарайский фонтан»
1962
ГРМ
Пушкин в Гурзуфе
Калита Н. И.
Пушкин в Гурзуфе
1978
Калужский МИИ
- Дополнительные материалы
  Рекомендуем также материалы виртуальной выставки «Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве» из собраний 40 музеев России, опубликованной на портале «Виртуальный Русский музей» в 2019 году и значительно пополненной в этом году произведениями из собрания Русского музея. 
 

Онлайн-презентация виртуальной выставки «КРЫМ. Эпохи. Люди. События»

 

«Севастополь и Крым с Россией навсегда». Лекция из библиотеки им. Л.Н. Толстого в Севастополе

 

«Итоги и уроки Русской весны». Лекция из Севастопольского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

 

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: